Решение по делу № 33а-12759/2020 от 30.11.2020

Судья Музалевская Н.В.      Дело 33а-12759/2020

УИД 24RS0035-01-2020-003013-18

                             3.189

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2020 года                         г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Мирончика И.С.,

судей Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю к Демченко Татьяне Сергеевне о взыскании недоимки,

по апелляционной жалобе начальника МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю.

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. обратился с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что Демченко Т.С. как собственник транспортного средства Toyota Succed, государственный регистрационный знак , 6/10 доли помещения по адресу: <адрес>, и 1/5 доли в праве собственности на гараж по адресу: <адрес>, <адрес>, доли земельного участка по адресу: <адрес>, является плательщиком транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику исчислены транспортный налог за 2017 год в сумме 1 523руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2 788 руб., земельный налог за 2017 год в сумме 522 руб., о чем Демченко Т.С. направлено налоговое уведомление с предложением оплатить их до 03.12.2018 года. Налоги не были уплачены, в связи с чем налоговый орган направил Демченко Т.С. требование об уплате налогов и пени, которые также не были исполнены налогоплательщиком в срок до 13.03.2019 года. До момента предъявления административного иска задолженность по налогам и пени ответчиком не погашена.

Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением как пропущенный по уважительным причинам (большое количество должников, большой объем документов, необходимость проверки сведений о задолженности и подготовки документов для суда), взыскать с Демченко Т.С. недоимку:

- по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 523 руб. и пени за период с 04.12.2018 г. по 27.01.2019 г. в размере 21,47 руб.;

- по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2 788 руб. и пени за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в размере 39,31 руб.;

- по земельному налогу за 2017 год в сумме 522 руб. (в административном иске ошибочно указано 5 122 руб.) и пени за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в размере 7,36 руб.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник межрайонной ИФНС № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил решение отменить, принять по делу новое решение об оставлении административных исковых требований без рассмотрения, ходатайствовал рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции в ее отсутствие.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие Демченко Т.С., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, не просившей об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 363 НК РФ в редакции федерального закона от 23.11.2015 года № 320-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений по налогу за 2017 г. уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилой дом.

Как следует из п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пункт 2 ст. 402 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Согласно п.п. 1-4 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

    Как следует из материалов дела, Демченко Т.С. в 2017 г. имела в собственности транспортное средство Toyota Succed, государственный регистрационный знак , 6/10 доли помещения по адресу: <адрес>, и 1/5 доли в праве собственности на гараж по адресу: <адрес>, <адрес> доли земельного участка по адресу: <адрес>.

Демченко Т.С. налоговым органом почтовой корреспонденцией направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц за 2017г. от 24.08.2018 г.

Демченко Т.С. в установленные сроки не оплачен транспортный налог за 2017г. в размере 1 523 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 2 788 руб., земельный налог за 2017 г. в размере 522 руб. Налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 г. по 27.01.2019 г. в размере 21,47 руб., по земельному налогу за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в размере 7,36 руб., по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в размере 39,31 руб., о чем направлено требование от 28.01.2019г. с предложением заплатить налоги и пени в срок до 13 марта 2019 г.

За выдачей судебного приказа о взыскании налоговой задолженности МИ ФНС России № 10 по Красноярскому краю не обращалась.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании налоговой задолженности, исходил из того, что межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю пропустила срок для обращения в суд, поскольку с заявлением о взыскании задолженности по указанным налогам, размер которой превышает 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в сроки, предусмотренные абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения налогового требования от 28 января 2019 года, но не сделал этого.

Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд оставлено без удовлетворения, так уважительных причин для пропуска этого срока не имелось и о них не заявлено, документов, подтверждающих уважительность этих причин не предоставлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд о взыскании налогов и пени в связи с подтверждением материалами дела.

В связи с образовавшейся задолженностью по налогам и пени в размере 4 901,14 руб., то есть в сумме, превышающей 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд в период шести месяцев со дня истечения срока оплаты налога по требованию от 28 января 2019 года, срок исполнения которого установлен до 13 марта 2019г., то есть не позднее 13 сентября 2019 года.(л.д.10-11)

Вместе с тем налоговый орган, минуя стадию обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, обратился в Минусинский городской суд Красноярского края с административным иском 18 августа 2020 года.

Следовательно, судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения с соответствующим иском.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Судебная коллегия считает, что данная правовая позиция Верховного суда РФ применима не только ко взысканию таможенных сборов, но и ко взысканию иных обязательных платежей, в том числе, транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, поэтому внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не являются уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности в целях исчисления сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 НК РФ, подлежит определению по каждому виду налога в отдельности и в данном случае необходимо применять пп.3 п.2 ст. 48 НК РФ и оставлять административный иск без рассмотрения, поскольку налоговый орган преждевременно обратился в суд и срок для взыскания задолженности в приказном порядке не наступил, основаны на неправильном толковании норм материального права.

В пункте 1 статьи 48 НК РФ прямо указано на право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Из приведенных положений закона следует, что минимальная сумма для обращения налоговых органов в суд определяется исходя из общей суммы недоимок и задолженностей по всем налогам, указанным в налоговых требованиях.

Поскольку в данном случае общая сумма налогов превысила 3000 руб., то при исчислении срока для обращения в суд с административным исковым требованием налоговому органу следовало применять абз.2 п.2 ст. 48 НК РФ, как верно указано судом первой инстанции. Поэтому оснований для оставления административного иска без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора не имелось.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:                        

33а-12759/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС №10 по Красноярскому краю
Ответчики
Демченко Татьяна Сергеевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
14.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Передано в экспедицию
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее