УИД 32RS0031-01-2023-000298-75
Дело № 2-313/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 3 мая 2023 г.
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Васильченко Л.М.,
при секретаре Быковой М.Н.,
с участием помощника прокурора Трубчевского района Брянской области Родиной Д.Н.,
представителя ответчика – Муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего обучение, «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» Трубчевского района, администрации Трубчевского муниципального района Серпик С.В.,
представителя ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Москалевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Трубчевского района Брянской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению, осуществляющему обучение, «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» Трубчевского района, администрации Трубчевского муниципального района, администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района Брянской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению, осуществляющему обучение, «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» Трубчевского района, администрации Трубчевского муниципального района (далее - МБУ ЦППМ и СП Трубчевского района), администрации Трубчевского муниципального района о понуждении к совершению действий, а именно просит обязать оборудовать школу системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в школе отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МБУ ЦППМ и СП <адрес> Серпик С.В. исковые требования признала, просила предоставить срок для исполнения решения, поскольку установка данной системы потребует временных и финансовых затрат. При этом, пояснила, что при наличии финансирования со стороны администрации <адрес> все мероприятия по исполнению требований прокурора будут исполнены.
Представитель ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Москалева О.А. возражала против исковых требований на основании представленных письменных возражений, в которых указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» администрацией Трубчевского муниципального района в качестве правообладателя объекта МБУ ЦППМ и СП Трубчевского района было принято решение о категорировании объектов (территорий) и внесении изменений в соответствующие паспорта безопасности для их актуализации, в связи с чем, распоряжением администрации от 26.04.2022 №367-р была создана комиссия, которая в том числе, определила категорию объекта (территории), и данному объекту присвоена 4 категория опасности. Полагая, что нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности допускается проведение предусмотренных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий в течение двух финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом после проведения категорирования, в связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2023.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес> обоснованными по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться с заявлением о понуждении к совершению действий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица осуществляют деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Кроме того, согласно п. 1,2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований).
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) в зависимости от присвоенной им категории опасности.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, предусмотренные в п. 24 Требований.
Для объектов (территорий) третьей категории опасности - мероприятия, предусмотренные п.п. 24 и 25 Требований.
Для объектов (территорий) второй категории опасности - мероприятия, предусмотренные п.п. 24, 25 и 26 Требований.
Для объектов (территорий) первой категории опасности - мероприятия, предусмотренные п.п. 24, 25, 26 и 27 Требований.
Согласно пп. "д" п. 24 Требований объекты (территории) оборудуются системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено и следует из представленных материалов дела, МБУ ЦППМ и СП <адрес> расположен по адресу: <адрес>. Данному объекту присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности.
Прокурорской проверкой установлено и не оспаривалось ответчиками, что в МБУ ЦППМ и СП <адрес> не имеется систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, финансово-экономической деятельности. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, помимо прочего, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными требованиями.
В силу п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно Уставу МБУ ЦППМ и СП <адрес> учредителем данного учреждения является муниципальное образование «Трубчевский муниципальный район». Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Трубчевский муниципальный район».
Таким образом, МБУ ЦППМ и СП <адрес> и администрацией <адрес> возложенная законом обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) не выполнена.
В силу требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий.
Таким образом, невыполнение МБУ ЦППМ и СП <адрес> п. 24 Требований связано, в том числе, с отсутствием надлежащего финансирования администрации Трубчевского муниципального района подведомственного ему бюджетного учреждения.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в дошкольном образовательном учреждении и работников образовательного учреждения.
Таким образом, ответчиками не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, т.е. неопределенного круга лиц. При этом администрацией Трубчевского муниципального района не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.
Вместе с тем, оценивая доводы представителя администрации, полагавшей, что законодательством допускается проведение предусмотренных мероприятий в течение двух финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом после проведения категорирования, суд считает их не состоятельными, принимая во внимание повышенную угрозу террористической опасности в <адрес> в настоящее время.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по установке в детском саду системы оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации требуется время и финансирование, учитывая мнение сторон, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, которого, по мнению суда, должно быть достаточно для исполнения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» <адрес>, администрации Трубчевского муниципального района оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
При недостаточности денежных средств в бюджете Муниципального бюджетного учреждения, осуществляющее обучение, «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» <адрес>, администрации Трубчевского муниципального района, возложить обязанность по выделению бюджетных средств для исполнения решения суда на администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2023 г.
Председательствующий Л.М. Васильченко