Апелляционная инстанция: дело № 33-1909/2020
Первая инстанция: № 2-6208/2019, судья Городилова Д.Д.
УИД: 18RS0003-01-2019-005594-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Шкляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 18 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе истца Чистякова Ш. М. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2019 года, которым исковые требования Чистякова Ш. М. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> об установлении факта признания Чистякова Ш. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенком, оставшимся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, а далее – лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности включить Чистякова Ш. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., выслушав представителя истца Чистякова Ш.М. – адвоката Шуткина А.А. (по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы настоящего гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чистяков Ш. М. обратился в суд с иском к ответчику Министерству образования и науки Удмуртской Республики с требованиями об установлении факта признания Чистякова Ш.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенком, оставшимся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, а далее – лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности включить Чистякова Ш. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в республиканский список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмурткой Республике.
Исковое заявление мотивировано тем, что Чистяков Ш.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся ребенком-сиротой, был оставлен матерью в родильном доме; сведения об отце указаны на основании заключения между ними брака, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, последующий розыск родителей результатов не дал. Воспитывался в Соломбальском доме ребенка <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в детском <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился во вспомогательной школе-интернате № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во вспомогательной школе-интернате № <адрес>. В указанные периоды находился на полном государственном обеспечении. В 2019 году Чистяков Ш.М. обратился в Министерство образования и науки УР по вопросу включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано во включении в указанный список, поскольку у истца отсутствует статус сироты. Чистяков Ш.М. считает, что орган местного самоуправления обязан включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, для чего просит суд установить факт признания его сиротой, поскольку, будучи еще в малолетнем возрасте остался без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> (л.д. 57).
В судебном заседании суда 1 инстанции истец Чистяков Ш.М. на иске настаивал, ссылаясь на то, что о праве на получение жилья как ребенок-сирота узнал лишь в 2018 году при обращении в <адрес> с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма в 2018 году; с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, впервые обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Чистякова Ш.М. – адвокат Шуткин А.А., действующий на основании ордера, иск доверителя поддержал, указывая на то, что истец является сиротой, признан нуждающимся в предоставлении жилья, жилым помещением не обеспечен.
В судебное заседание представители Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств, возражений на иск не предоставили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных неявившихся участников процесса.
Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Чистяков Ш.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что достижение возраста 23 лет на дату обращения с заявлением в Министерство образования и науки УР не может являться основанием для отказа во включении его в Список для получения жилья как лица из числа детей-сирот; суд 1 инстанции оставил без какого-либо суждения и доказательства, предоставленные ответчиком (л.д. 77, 80).
Другими участниками процесса решение суда не обжаловалось.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 28.02.2020 года произведена замена Министерства образования и науки УР на его правопреемника Министерство социальной политики и труда УР (л.д. 87).
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Чистяков Ш.М., извещенный о времени и месте судебного заседания посредством СМС-извещения, не явился, представил заявление о рассмотрении дела с участием его представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Чистякова Ш.М. – адвокат Шуткин А.А., действующий на основании ордера, доводы, изложенный в апелляционной жалобе доверителя, поддержал.
Ответчик, третье лицо в суд не явились, об уважительных причинах для неявки не известили.
Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> направлено заявление о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда 1 инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой и апелляционной инстанций, что истец Чистяков Ш. М., родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 6, 33-34, 38).
Согласно свидетельству о рождении матерью истца является Чистякова Т. Д., отцом – Чистяков М. П.; место государственной регистрации – Новодвинский территориальный отдел агентства ЗАГС <адрес> (л.д. 12, 37).
Из ответа Агентства ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об отце ребенка были внесены на основании заключения брака, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> бюро ЗАГС <адрес> (л.д. 17, 38).
Согласно представленным сведениям, а также объяснениям истца розыск родителей результатов не дал (л.д. 18, 20, 40).
Истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР» Филиал № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 54).
Исходя из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством просвещения РСФСР, Чистяков Ш.М. был оставлен матерью и воспитывался в Соломбальском доме ребенка до ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в детском доме <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился во вспомогательной школе-интернате <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился во вспомогательной школе-интернате № <адрес>, что подтверждается ответом Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца. (л.д. 13).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение в ГБПОУ <адрес> «Техникум строительства и городского хозяйства», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14).
В соответствии с ответом Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по информации Министерства образования и науки <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в ГБОУ СПО АО «Березниковский индустриальный техникум», отчислен ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в профессионально-техническое училище № <адрес>, где обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии каменщик-монтажник, откуда убыл на производство в войсковую часть 32446 (л.д. 20, 43).
ДД.ММ.ГГГГ истец был осужден по ч. 1 ст. 147 УК РСФСР на срок лишения свободы – 1 год, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию наказания, что подтверждается сведениями Информационного центра МВД по УР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
Истец Чистяков Ш.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> согласно адресным справкам ОВМ УП № УМВД России по <адрес> (л.д. 35), паспортным данным (л.д. 6, 33-34).
Согласно уведомлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец поставлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма (л.д. 66).
ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 45 лет Чистяков Ш.М. обратился с заявлением о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление социальной поддержки населения, делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес>, что следует из материалов учетного дела (л.д. 31, 32).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной поддержки населения, делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> вынесено заключение, которым рекомендовало Министерству образования и науки УР принять решение об отказе во включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике № (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки УР Чистякову Ш.М. отказано во включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике согласно приказу № (л.д. 8, 28); о чем в адрес истца направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27).
Согласно ответу Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, истец ни в Администрацию Архангельска, ни в орган опеки и попечительства с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет для предоставления жилья не обращался, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории <адрес> до 23 лет поставлен не был; достиг 45 лет; в связи с чем в силу статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ утратил статус лица из числа детей-сирот, а вместе с ним и право на получение жилого помещения по основаниям, установленным федеральным и региональным законодательством, регулирующим вопросы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями (л.д. 19).
Чистяков Ш.М. недвижимого имущества в собственности не имеет, что подтверждается выписками из БУБ УР «ЦКО БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 46), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 45), выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-51), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52); нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма не является, право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма не имеет (л.д. 47).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, вышеуказанными письменными доказательствами и иными материалами дела, по существу сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 264 ГПК РФ, ст.ст. 52, 57 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), ст.ст. 33, 37 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), положениями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», разъяснениями, содержащимися в письме Минобрнауки России от 08.04.2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чистякову Ш.М., суд 1 инстанции исходил из того, что оснований для включения истца в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике Министерством образования и науки Удмуртской Республики, не имелось, поскольку истец на учете нуждающихся в жилом помещении ранее не состоял, впервые с заявлением о постановке на учет обратился лишь в 2019 году в возрасте 45 лет; сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением истца жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, как относящегося к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела не представлено; доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представлено; на время обращения истцу уже исполнилось 23 года, право на внеочередное обеспечение жилой площадью он утратил.
Судебная коллегия выводы суда находит в целом обоснованными, основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам дела.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из материалов дела, истец после рождения остался без родительского попечения в связи с оставлением матерью в детском доме и неизвестностью отца, то есть по смыслу положений ст.1 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относился к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 статьи 119 Кодекса о браке и семье РСФСР (далее в тексте - КоБС РСФСР), действовавшим с 01.11.1969 года до 01.03.1996 года, предусматривалось, что опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Исходя из статьи 120 КоБС РСФСР органами опеки и попечительства являлись исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов. (местная администрация).
Согласно абз. 1 ст. 121 КоБС РСФСР опека устанавливается над детьми, не достигшими пятнадцати лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия (статья 15 Гражданского кодекса РСФСР).
В силу ст. 122 КоБС РСФСР учреждения и лица, которым станет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, обязаны немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства по фактическому местонахождению детей, подлежащих опеке или попечительству.
По получении сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны немедленно произвести обследование и при выявлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса об установлении опеки или попечительства.
Согласно ст. 123 КоБС РСФСР в случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.
В силу абз. 1 ст. 127 КоБС РСФСР детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
Исходя из вышеизложенных положений в их нормативном единстве, а также исходя из того, что истец с момента рождения не находился на воспитании и попечении матери и отца, содержался на воспитании и содержании в различных детских государственных учреждениях, с учетом имеющихся сведений о нахождении истца на полном гособеспечении в детских домах государственных учреждениях и отсутствии сведений о местонахождении родителей, выводы суда 1 инстанции, что истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, судебная коллегия находит правильными. Однако, вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих установление данного статуса, противоречит вышеуказанному выводу суда 1 инстанции и является ошибочным. Факт помещения и нахождения истца на полном государственном обеспечении в детских учреждениях свидетельствует об отнесении истца в несовершеннолетнем возрасте к числу детей, оставшихся без родительского попечения, и каких-либо удостоверяющих данный факт документов законом не предусмотрено.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Согласно нормам Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закону Удмуртской Республики № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Чистяков Ш.М. достиг совершеннолетия и, соответственно, полной дееспособности ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени самостоятельно осуществляет свои права и обязанности как дееспособное лицо, достигшее совершеннолетия, в том числе обладал правом на самостоятельную реализацию жилищных прав по обеспечению жилым помещением.
На момент обращения в Администрацию <адрес> в 2019 году с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, истец в связи с достижением 23-летнего возраста перестал относиться к лицам, на которых распространяется Федеральный закон от 21.12.1996 года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратив основания для получения соответствующей социальной поддержки.
При таких обстоятельствах суд принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чистякова Ш.М.
Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца, до достижения им 23-летнего возраста в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не представлено.
Отсутствие у истца сведений о наличии права на предоставление жилого помещения, не являются уважительными причинами пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и реализации имевшегося права.
Таким образом, ответчиком правомерно отказано во включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Требование об установлении факта признания истца ребёнком, оставшимся без попечения родителей, не направлено на защиту или восстановление прав истца, поскольку установление данного факта в настоящее время не влечёт возникновение у него права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ссылка апеллянта на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № судебной коллегией не принимается, т.к. указанный нормативный акт устанавливает процедуру формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, то есть устанавливает лишь порядок учёта лиц из льготной категории граждан, а не определяет и не устанавливает права и льготы таких лиц.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 12 декабря 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца Чистякова Ш. М. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Солоняк
Судьи: Ю.В. Долгополова
М.Р. Константинова