Решение по делу № 2-191/2024 от 29.02.2024

дело 2-191/2024

УИД 24RS0021-01-2024-000160-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2024 года Иланский районный суд Красноярского края в г. Иланском

в составе: председательствующего судьи Шепелевой Н.Ю.

при секретаре Прейс О.С.

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иланского района в интересах Гендиковой Валентины Сергеевны к Администрации города Иланский об обязании предоставить жилое помещение и исковому заявлению Администрации города Иланский Иланского района Красноярского края к Гендиковой В.С. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Иланского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Гендиковой В.С. к администрации города Иланский о возложении обязанности предоставить Гендиковой В.С взамен жилого помещения по адресу: <адрес> собственность другое жилое помещение в границах г.Иланского, равноценное ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,80кв.м) и отвечающее установленным санитарно-техническим нормам (т.1 л.д.3-6).

Требования мотивированы тем, что Гендиковой В.С. с 07.08.2003 года на праве собственности принадлежит кв., расположенная в признанном 21.07.2016 года аварийным жилом <адрес>. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года -п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 - 2025 годы» указанный жилом дом включен в региональную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Постановлением администрации г. Иланский от 15.08.2019 года «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд и жилых помещений у собственников, путем выкупа» земельный участок и жилые помещения были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

Произведенной в рамках вышеуказанной Программы оценкой размера возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, принадлежащая Гендиковой В.С. квартира оценена в 1 428 000 рублей. В связи с тем, что предложенный администрацией размер возмещения не позволяет приобрести новое благоустроенное жилое помещение, Гендикова В.С. отказалась заключать соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на предложенных условиях и выразила волеизъявление о предоставлении равнозначного жилого помещения. Однако ответчиком равноценное жилое помещение Гендиковой В.С. не предоставлено.

Муниципальное образование г. Иланский в лице администрации города Иланский обратилось в суд с иском к Гендиковой В.С. об изъятии жилого помещения, просит изъять у Гендиковой В.С. для муниципальных нужд квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1458000 рублей; прекратить право собственности ответчика на вышеуказанное жилое помещение и признать право собственности на это помещение за муниципальным образованием городское поселение город Иланский Иланского муниципального района Красноярского края.

Требования мотивированы тем, что Гендикова В.С. состоит на регистрационном учете и является собственником квартиры , в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы, утвержденный постановлением администрации города Иланский от 01.07.2019 года . Ответчику, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 29.09.2020 года направлено уведомление об изъятии земельного участка и жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме для муниципальных нужд. На основании отчета от 26.10.2023 года, размер возмещения составил 1428000 рублей и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры, стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием жилого помещения. Собственнику предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 28.02.2022 года, однако от заключения соглашения ответчик отказался.

Представители третьих лиц Министерства строительства Красноярского края и КГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не заявляли.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Иланского района Кокорина Г.Н. первичные исковые требования поддержал полностью по указанным в исковом заявлении основаниям. Полагает, что встречные исковые требования могут быть удовлетворены под условием и после обеспечения Гендиковой В.С. жилым помещением взамен изымаемого.

Представитель администрации города Иланский- Агафонова Ю.В., действующая на основании доверенности (т.2 л.д.17), встречные исковые требования поддержала по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении. Встречные исковые требования не признала, полагая об отсутствии у Гендиковой В.С. оснований претендовать на приобретение жилого помещения взамен изымаемому. Пояснила, что 28.09.2022 года от Гендиковой В.С. поступило заявление о предоставлении субсидии в виде приобретения другого жилого помещения взамен изымаемому, в удовлетворении которого было отказано, о чем 07.10.2022 года Гендиковой В.С. вручено уведомление. Причиной отказа в предоставлении субсидии послужило несоответствие Гендиковой В.С. требованиям, установленным ст.2 закона Красноярского края от 09.07.2020 года- на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу у Гендиковой В.С. имелась 1/2 доля в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, которое в последующем было отчуждено по договору дарения. Не возражает против увеличения выкупа жилого помещения до размера, установленного судебной экспертизой.

Гендикова В.С. и ее представитель Горбатенко О.В., действующая по устному ходатайству, исковые требования прокурора поддержали, против удовлетворения встречных исковых требований возражают, ссылаясь на то, что предлагаемой администрацией Иланского района денежной сумму 1 428 000 рублей недостаточно для приобретения равноценного жилого помещения в городе Иланском. Также Гендикова В.С. не будет иметь возможность приобрести равноценное жилище за денежную сумму, установленную судебной экспертизой, так как в г.Илангском не имеется домов соответствующих ее жилью и не находящихся в аварийном состоянии. Полагают, что изъятие жилого помещения для государственных и муниципальных нужд возможно исключительно по соглашению с собственником жилого помещения при условии предварительного и равноценного возмещения. Закон РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставляет собственнику право выбора способа возмещения- предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Также Закон Красноярского края от 09.07.2020 года №9-4060 предусматривает дополнительную меру поддержки в виде обеспечения собственников, с их согласия жилым помещением, равноценным изымаемому. Пояснили, что на момент признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным, Гендиковой В.С., на основании договора приватизации, принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, где проживает семья дочери Гендиковой В.С., состоящая из четырех человек, что не позволяло Гендиковой В.С. проживать в данной квартире, в связи с чем Гендикова подарила свою долю дочери, являющейся собственником второй половины этой квартиры. По указанной причине, а также ссылаясь на то, что предоставленные законодательством Российской Федерации права собственника изымаемого жилого помещения не могут быть ущемлены Законом субъекта Российской Федерации, то считают, что наличие в собственности у Гендиковой В.С. на момент признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу иного жилого помещения не лишает Гендикову В.С. права требовать предоставления ей жилого помещения, равноценного изымаемому.

Представителем третьего лица Министерства строительства Красноярского края- Никитиной Н.В., действующей на основании доведенности (т.2 л.д.52) суду предоставлен отзыв на исковое заявление (т.2 л.д.50). в котором указано, что выбор способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программы, формирование перечня домов относятся к компетенции органов местного самоуправления. Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилдых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по расселению граждан возложена на администрацию города Иланского.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖКРФ).

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Часть 6 статьи 32 ЖК РФ предусматривает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 7 статьи 32 ЖК РФ установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда также регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ. Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в пункте 4 статьи 2 данного Федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По смыслу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Соответствующая правовая позиция изложена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, согласно которому, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Законом Красноярского края № 9-4060 от 09.07.2020 года "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена дополнительная мера поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" (далее - дополнительная мера поддержки, собственники). Так, в соответствии со ст.2 названного Закона Красноярского края, право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют: 1) собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;…

В силу ч.6 ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Из материалов дела следует, что Гендикова В.С., на основании договора купли-продажи от 07.08.2003 года, является собственником жилого помещения- квартиры , площадью 33,8 кв.м., расположенной в <адрес>, кадастровый , что подтверждается сведениями ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д.216-218, 219).

Согласно штампа в паспорте и выписки из лицевого счета квартиросъемщика Гендикова В.С. зарегистрирована по месту жительства 11.09.2003 года и является единственным лицом, состоящим на регистрационном учете в данной квартире (л.д.220, 221).

Заключением межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 21.07.2016 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес> признан ветхим и аварийным (т.1 л.д.222-224). Распоряжением Главы города Иланский от 29.08.2016 года -Д «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», из многоквартирного жилого дома, в рамках федеральной программы переселения из верхового и аварийного жилья, граждане должны быть расселены до 2026 года, после чего дом снесен (т.1 л.д.225).

На территории г.Иланский Иланекого района Красноярского края реализуется Долгосрочная целевая муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Иланский» на 2019-2025 годы, разработанная и соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. -п, Постановлением администрации города Иланский Иланского района Красноярского края от 01.07.2019г. (т.1 л.д.174). Паспорт указанной долгосрочной целевой муниципальной адресной программы (т.1 л.д.175-187). Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов попавших под действие указанной Программы (т.1 л.д.186-187).

На основании постановления администрации города Иланский от 15.08.2019г. «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд и жилых помещений у собственников, путем выкупа», земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд, путем выкупа (т.1 л.д.188-190, 191-192).

На основании отчета от 26.10.2023 года об определении размера возмещения (т.2 л.д.1-6), истцом был определен размер возмещения за изымаемое имущество, который составил 1 428 000 рублей 00 копеек и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием.

Собственнику было предложено заключить соглашения об условиях переселения и о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 28.02.2022 года (т.1 л.д.228-230, 231-233).

27.10.2023 года проект указанного соглашения направлялся по месту постоянного проживания Гендиковой В.С., но возращен в администрацию г.Иланский Иланского района Красноярского края 02.11.2023г. в связи с истечением срока хранения почтовых отправлений (т.1 л.д.234-236, 237, 238, 239).

Судом установлено, что от подписания соглашения о выплате возмещения Гендикова В.С. отказалась, требуя предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого (т.2 л.д.7), на что Комиссией по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 06.08.2022 года принято решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение другого жилого помещения, в связи с наличием у Гендиковой В.С. 1/2 доли в праве общей долевой собственности в ином жилом помещении, пригодном для постоянного проживания и совершением действий по отчуждению этого имущества (т.2 л.д.8).

Администрацией города Иланский Гендикова В.С. была уведомлена об отсутствии на рынке г.Иланского (интернет-сервисе для размещения объявлений о товарах и недвижимости) предложений для приобретения и предоставления другого жилого помещения, пригодного для проживания, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения изымаемое жилое помещение (т.1 л.д.240-248).

Также судом установлено, что на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 07.05.1993 года Гендиковой В.С. на праве собственности принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение- <адрес> общей площадью 56,68 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 03.04.2006 года. 26.04.2022 года зарегистрировано прекращение права собственности на основании договора дарения. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН (т.2 л.д.9-10), копией договора от 07.05.1993 года, ордером . Согласно домовой книги, на регистрационном учете в данной квартире состоят 4 человека.

Согласно заключения судебной оценочной экспертизы от 06.08.2024 года, выполненной экспертом ФИО1, рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, включая рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади помещения, рыночную стоимость доли земельного участка под многоквартирным домом, пропорционально размеру общей площади помещения в праве общей собственности, размер убытков, причиненных собственнику квартиры в связи с его изъятием, на дату проведения осмотра- 01.08.2024 года составляет 1967800 рублей, из них стоимость квартиры- 1786171 рубль, стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество- 67172 рубля, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок- 26657 рублей, убытки- 87800 рублей (т.2 л.д.71-121).

При установленных обстоятельствах исковое требование прокурора о возложении на администрацию города Иланского обязанности предоставить Гендиковой В.С. иное жилое помещение, взамен изымаемого, подлежит удовлетворению, так как анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что принудительное изъятие жилого помещения возможно при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом право выбора способа возмещения- выкуп или предоставление иного жилого помещения, принадлежит собственнику(ст.32 ЖК РФ, ст.16 ФЗ №185-ФЗ).

Кроме того, в данном случае размер возмещения, указанный в проекте соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение не компенсирует утрату Гендиковой В.С. жилища, так как не позволит приобрести иное равноценное жилое помещение, что следует из заключения судебной оценочной экспертизы от 06.08.2024 года, которому суд отдает предпочтение как экспертизе, проведенной в максимально приближенное время к рассматриваемым событиям, а потому исключающей возможность изменения стоимости ввиду инфляции.

Более того, из уведомлений, направленных администрацией города Иланского в адрес Гендиковой следует, что на рынке г.Иланского отсутствуют предложения для приобретения и предоставления другого жилого помещения, пригодного для проживания, равноценного изымаемому, что также свидетельствует о том, что выплата денежного возмещения стоимости изымаемого жилого помещения не позволит Гендиковой В.С., для которой изымаемая квартира является единственным жильем, приобрести иное равноценное жилое помещение. Следовательно, предоставление Гендиковой В.С. жилого помещения является единственным возможным способом равноценного возмещения.

Доводы представителя администрации города Иланского о том, что отчуждение Гендиковой В.С. в 2022 году принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру по адресу: г.Иланский, ул.Путейская, д.9, кв.4, в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края лишает ее возможности претендовать на субсидию в виде обеспечения жилым помещением, суд считает ошибочными, и полагает в силу ч.6 ст.5 ЖК РФ подлежащим применению п.8 ст.31 ЖК РФ и ст.16 ФЗ №185-ФЗ, в соответствии с которыми право собственника жилого помещения на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения является безусловным.

Кроме того, из предоставленных суду доказательств следует, что с учетом площади жилого помещения, количества комнат и числа проживающих лиц, у Гендиковой В.С. отсутствовала фактическая возможность проживать в квартире по адресу: <адрес>.

Выбор Гендиковой В.С. способа реализации жилищных прав при переселении- предоставление жилого помещения равнозначного изымаемому и удовлетворение судом исковых требований прокурора, влечет удовлетворение исковых требований администрации Иланского района в части изъятия для муниципальных нужд у Гендиковой В.С. жилого помещения в аварийном многоквартирном жилом доме, прекращения права Гендиковой В.С. на это жилое помещение и признании на него права собственности за муниципальным образованием город Илансакий, которые надлежит совершить после предоставления Гендиковой В.С. иного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Иланского района о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Исковые требования администрации <адрес> к Гендиковой Валентине Сергеевне, паспорт гражданина РФ серия , об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Гендиковой В.С. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Возложить на администрацию муниципального образования город Иланский Иланский район Красноярского края обязанность предоставить Гендиковой В.С. в собственность, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое жилое помещение в границах <адрес> края, равноценное ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,80кв.м) и отвечающее установленным санитарно-техническим нормам.

Прекратить право собственности Гендиковой В.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый за муниципальным образованием <адрес> после предоставления Гендиковой В.С. на праве собственности иного жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации города Иланский, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения. Дата изготовления мотивированного решения 29.10.2024 года.

Председательствующий: Н.Ю. Шепелева

Фактически мотивированное решение изготовлено 06.11.2024 года

дело 2-191/2024

УИД 24RS0021-01-2024-000160-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2024 года Иланский районный суд Красноярского края в г. Иланском

в составе: председательствующего судьи Шепелевой Н.Ю.

при секретаре Прейс О.С.

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иланского района в интересах Гендиковой Валентины Сергеевны к Администрации города Иланский об обязании предоставить жилое помещение и исковому заявлению Администрации города Иланский Иланского района Красноярского края к Гендиковой В.С. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Иланского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Гендиковой В.С. к администрации города Иланский о возложении обязанности предоставить Гендиковой В.С взамен жилого помещения по адресу: <адрес> собственность другое жилое помещение в границах г.Иланского, равноценное ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,80кв.м) и отвечающее установленным санитарно-техническим нормам (т.1 л.д.3-6).

Требования мотивированы тем, что Гендиковой В.С. с 07.08.2003 года на праве собственности принадлежит кв., расположенная в признанном 21.07.2016 года аварийным жилом <адрес>. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года -п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019 - 2025 годы» указанный жилом дом включен в региональную адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Постановлением администрации г. Иланский от 15.08.2019 года «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд и жилых помещений у собственников, путем выкупа» земельный участок и жилые помещения были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

Произведенной в рамках вышеуказанной Программы оценкой размера возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества, принадлежащая Гендиковой В.С. квартира оценена в 1 428 000 рублей. В связи с тем, что предложенный администрацией размер возмещения не позволяет приобрести новое благоустроенное жилое помещение, Гендикова В.С. отказалась заключать соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на предложенных условиях и выразила волеизъявление о предоставлении равнозначного жилого помещения. Однако ответчиком равноценное жилое помещение Гендиковой В.С. не предоставлено.

Муниципальное образование г. Иланский в лице администрации города Иланский обратилось в суд с иском к Гендиковой В.С. об изъятии жилого помещения, просит изъять у Гендиковой В.С. для муниципальных нужд квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1458000 рублей; прекратить право собственности ответчика на вышеуказанное жилое помещение и признать право собственности на это помещение за муниципальным образованием городское поселение город Иланский Иланского муниципального района Красноярского края.

Требования мотивированы тем, что Гендикова В.С. состоит на регистрационном учете и является собственником квартиры , в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы, утвержденный постановлением администрации города Иланский от 01.07.2019 года . Ответчику, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 29.09.2020 года направлено уведомление об изъятии земельного участка и жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме для муниципальных нужд. На основании отчета от 26.10.2023 года, размер возмещения составил 1428000 рублей и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры, стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием жилого помещения. Собственнику предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 28.02.2022 года, однако от заключения соглашения ответчик отказался.

Представители третьих лиц Министерства строительства Красноярского края и КГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не заявляли.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Иланского района Кокорина Г.Н. первичные исковые требования поддержал полностью по указанным в исковом заявлении основаниям. Полагает, что встречные исковые требования могут быть удовлетворены под условием и после обеспечения Гендиковой В.С. жилым помещением взамен изымаемого.

Представитель администрации города Иланский- Агафонова Ю.В., действующая на основании доверенности (т.2 л.д.17), встречные исковые требования поддержала по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении. Встречные исковые требования не признала, полагая об отсутствии у Гендиковой В.С. оснований претендовать на приобретение жилого помещения взамен изымаемому. Пояснила, что 28.09.2022 года от Гендиковой В.С. поступило заявление о предоставлении субсидии в виде приобретения другого жилого помещения взамен изымаемому, в удовлетворении которого было отказано, о чем 07.10.2022 года Гендиковой В.С. вручено уведомление. Причиной отказа в предоставлении субсидии послужило несоответствие Гендиковой В.С. требованиям, установленным ст.2 закона Красноярского края от 09.07.2020 года- на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу у Гендиковой В.С. имелась 1/2 доля в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, которое в последующем было отчуждено по договору дарения. Не возражает против увеличения выкупа жилого помещения до размера, установленного судебной экспертизой.

Гендикова В.С. и ее представитель Горбатенко О.В., действующая по устному ходатайству, исковые требования прокурора поддержали, против удовлетворения встречных исковых требований возражают, ссылаясь на то, что предлагаемой администрацией Иланского района денежной сумму 1 428 000 рублей недостаточно для приобретения равноценного жилого помещения в городе Иланском. Также Гендикова В.С. не будет иметь возможность приобрести равноценное жилище за денежную сумму, установленную судебной экспертизой, так как в г.Илангском не имеется домов соответствующих ее жилью и не находящихся в аварийном состоянии. Полагают, что изъятие жилого помещения для государственных и муниципальных нужд возможно исключительно по соглашению с собственником жилого помещения при условии предварительного и равноценного возмещения. Закон РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставляет собственнику право выбора способа возмещения- предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Также Закон Красноярского края от 09.07.2020 года №9-4060 предусматривает дополнительную меру поддержки в виде обеспечения собственников, с их согласия жилым помещением, равноценным изымаемому. Пояснили, что на момент признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным, Гендиковой В.С., на основании договора приватизации, принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, где проживает семья дочери Гендиковой В.С., состоящая из четырех человек, что не позволяло Гендиковой В.С. проживать в данной квартире, в связи с чем Гендикова подарила свою долю дочери, являющейся собственником второй половины этой квартиры. По указанной причине, а также ссылаясь на то, что предоставленные законодательством Российской Федерации права собственника изымаемого жилого помещения не могут быть ущемлены Законом субъекта Российской Федерации, то считают, что наличие в собственности у Гендиковой В.С. на момент признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу иного жилого помещения не лишает Гендикову В.С. права требовать предоставления ей жилого помещения, равноценного изымаемому.

Представителем третьего лица Министерства строительства Красноярского края- Никитиной Н.В., действующей на основании доведенности (т.2 л.д.52) суду предоставлен отзыв на исковое заявление (т.2 л.д.50). в котором указано, что выбор способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программы, формирование перечня домов относятся к компетенции органов местного самоуправления. Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилдых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по расселению граждан возложена на администрацию города Иланского.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖКРФ).

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Часть 6 статьи 32 ЖК РФ предусматривает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 7 статьи 32 ЖК РФ установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда также регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ. Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в пункте 4 статьи 2 данного Федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По смыслу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Соответствующая правовая позиция изложена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, согласно которому, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Законом Красноярского края № 9-4060 от 09.07.2020 года "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена дополнительная мера поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" (далее - дополнительная мера поддержки, собственники). Так, в соответствии со ст.2 названного Закона Красноярского края, право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют: 1) собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;…

В силу ч.6 ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Из материалов дела следует, что Гендикова В.С., на основании договора купли-продажи от 07.08.2003 года, является собственником жилого помещения- квартиры , площадью 33,8 кв.м., расположенной в <адрес>, кадастровый , что подтверждается сведениями ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д.216-218, 219).

Согласно штампа в паспорте и выписки из лицевого счета квартиросъемщика Гендикова В.С. зарегистрирована по месту жительства 11.09.2003 года и является единственным лицом, состоящим на регистрационном учете в данной квартире (л.д.220, 221).

Заключением межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от 21.07.2016 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес> признан ветхим и аварийным (т.1 л.д.222-224). Распоряжением Главы города Иланский от 29.08.2016 года -Д «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», из многоквартирного жилого дома, в рамках федеральной программы переселения из верхового и аварийного жилья, граждане должны быть расселены до 2026 года, после чего дом снесен (т.1 л.д.225).

На территории г.Иланский Иланекого района Красноярского края реализуется Долгосрочная целевая муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Иланский» на 2019-2025 годы, разработанная и соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. -п, Постановлением администрации города Иланский Иланского района Красноярского края от 01.07.2019г. (т.1 л.д.174). Паспорт указанной долгосрочной целевой муниципальной адресной программы (т.1 л.д.175-187). Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов попавших под действие указанной Программы (т.1 л.д.186-187).

На основании постановления администрации города Иланский от 15.08.2019г. «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд и жилых помещений у собственников, путем выкупа», земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд, путем выкупа (т.1 л.д.188-190, 191-192).

На основании отчета от 26.10.2023 года об определении размера возмещения (т.2 л.д.1-6), истцом был определен размер возмещения за изымаемое имущество, который составил 1 428 000 рублей 00 копеек и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием.

Собственнику было предложено заключить соглашения об условиях переселения и о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 28.02.2022 года (т.1 л.д.228-230, 231-233).

27.10.2023 года проект указанного соглашения направлялся по месту постоянного проживания Гендиковой В.С., но возращен в администрацию г.Иланский Иланского района Красноярского края 02.11.2023г. в связи с истечением срока хранения почтовых отправлений (т.1 л.д.234-236, 237, 238, 239).

Судом установлено, что от подписания соглашения о выплате возмещения Гендикова В.С. отказалась, требуя предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого (т.2 л.д.7), на что Комиссией по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 06.08.2022 года принято решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение другого жилого помещения, в связи с наличием у Гендиковой В.С. 1/2 доли в праве общей долевой собственности в ином жилом помещении, пригодном для постоянного проживания и совершением действий по отчуждению этого имущества (т.2 л.д.8).

Администрацией города Иланский Гендикова В.С. была уведомлена об отсутствии на рынке г.Иланского (интернет-сервисе для размещения объявлений о товарах и недвижимости) предложений для приобретения и предоставления другого жилого помещения, пригодного для проживания, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения изымаемое жилое помещение (т.1 л.д.240-248).

Также судом установлено, что на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 07.05.1993 года Гендиковой В.С. на праве собственности принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение- <адрес> общей площадью 56,68 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 03.04.2006 года. 26.04.2022 года зарегистрировано прекращение права собственности на основании договора дарения. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН (т.2 л.д.9-10), копией договора от 07.05.1993 года, ордером . Согласно домовой книги, на регистрационном учете в данной квартире состоят 4 человека.

Согласно заключения судебной оценочной экспертизы от 06.08.2024 года, выполненной экспертом ФИО1, рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, включая рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально размеру общей площади помещения, рыночную стоимость доли земельного участка под многоквартирным домом, пропорционально размеру общей площади помещения в праве общей собственности, размер убытков, причиненных собственнику квартиры в связи с его изъятием, на дату проведения осмотра- 01.08.2024 года составляет 1967800 рублей, из них стоимость квартиры- 1786171 рубль, стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество- 67172 рубля, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок- 26657 рублей, убытки- 87800 рублей (т.2 л.д.71-121).

При установленных обстоятельствах исковое требование прокурора о возложении на администрацию города Иланского обязанности предоставить Гендиковой В.С. иное жилое помещение, взамен изымаемого, подлежит удовлетворению, так как анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что принудительное изъятие жилого помещения возможно при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом право выбора способа возмещения- выкуп или предоставление иного жилого помещения, принадлежит собственнику(ст.32 ЖК РФ, ст.16 ФЗ №185-ФЗ).

Кроме того, в данном случае размер возмещения, указанный в проекте соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение не компенсирует утрату Гендиковой В.С. жилища, так как не позволит приобрести иное равноценное жилое помещение, что следует из заключения судебной оценочной экспертизы от 06.08.2024 года, которому суд отдает предпочтение как экспертизе, проведенной в максимально приближенное время к рассматриваемым событиям, а потому исключающей возможность изменения стоимости ввиду инфляции.

Более того, из уведомлений, направленных администрацией города Иланского в адрес Гендиковой следует, что на рынке г.Иланского отсутствуют предложения для приобретения и предоставления другого жилого помещения, пригодного для проживания, равноценного изымаемому, что также свидетельствует о том, что выплата денежного возмещения стоимости изымаемого жилого помещения не позволит Гендиковой В.С., для которой изымаемая квартира является единственным жильем, приобрести иное равноценное жилое помещение. Следовательно, предоставление Гендиковой В.С. жилого помещения является единственным возможным способом равноценного возмещения.

Доводы представителя администрации города Иланского о том, что отчуждение Гендиковой В.С. в 2022 году принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру по адресу: г.Иланский, ул.Путейская, д.9, кв.4, в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края лишает ее возможности претендовать на субсидию в виде обеспечения жилым помещением, суд считает ошибочными, и полагает в силу ч.6 ст.5 ЖК РФ подлежащим применению п.8 ст.31 ЖК РФ и ст.16 ФЗ №185-ФЗ, в соответствии с которыми право собственника жилого помещения на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения является безусловным.

Кроме того, из предоставленных суду доказательств следует, что с учетом площади жилого помещения, количества комнат и числа проживающих лиц, у Гендиковой В.С. отсутствовала фактическая возможность проживать в квартире по адресу: <адрес>.

Выбор Гендиковой В.С. способа реализации жилищных прав при переселении- предоставление жилого помещения равнозначного изымаемому и удовлетворение судом исковых требований прокурора, влечет удовлетворение исковых требований администрации Иланского района в части изъятия для муниципальных нужд у Гендиковой В.С. жилого помещения в аварийном многоквартирном жилом доме, прекращения права Гендиковой В.С. на это жилое помещение и признании на него права собственности за муниципальным образованием город Илансакий, которые надлежит совершить после предоставления Гендиковой В.С. иного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Иланского района о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Исковые требования администрации <адрес> к Гендиковой Валентине Сергеевне, паспорт гражданина РФ серия , об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Гендиковой В.С. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Возложить на администрацию муниципального образования город Иланский Иланский район Красноярского края обязанность предоставить Гендиковой В.С. в собственность, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое жилое помещение в границах <адрес> края, равноценное ранее занимаемому жилому помещению (не менее 33,80кв.м) и отвечающее установленным санитарно-техническим нормам.

Прекратить право собственности Гендиковой В.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый за муниципальным образованием <адрес> после предоставления Гендиковой В.С. на праве собственности иного жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации города Иланский, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения. Дата изготовления мотивированного решения 29.10.2024 года.

Председательствующий: Н.Ю. Шепелева

Фактически мотивированное решение изготовлено 06.11.2024 года

2-191/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гендикова Валентина Сергеевна
Прокурор Иланского района
Ответчики
Администрация города Иланский
Другие
УФСГРКК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
МКУ "По управлению муниципальным имуществом и выполнению муниципального заказа" администрации города Иланский
Суд
Иланский районный суд Красноярского края
Судья
Шепелева Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
ilansk.krk.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
16.08.2024Производство по делу возобновлено
15.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.11.2024Судебное заседание
04.12.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.12.2024Судебное заседание
14.01.2025Судебное заседание
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее