44RS0002-01-2020-002271-98
Дело № 2а-1644/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» июля 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,
при секретаре Колотилове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по г. Костроме к Крючкову А. АлексА.у о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л :
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с иском к Крючкову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням, мотивировав свои требования тем, что в соответствии со сведениями, представленными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства за Крючковым А.А. зарегистрированы транспортные средства: NISSAN ALMERA CLASSIC, гос. номер №, с 25.10.2010 г. по 10.12.2014 г., NISSAN ALMERA CLASSIC, гос. номер №, с 25.10.2012 г. по 25.03.2016 г. Налоговой инспекцией был начислен транспортный налог, были направлены налоговые уведомления с указанием периода, за которые начислены налоги, и которые налогоплательщиком своевременно уплачены не были. В связи с просрочкой были начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 НК РФ инспекцией налогоплательщику выставлено требование об уплате налогов и пени № 60766 от 12.11.2015, № 14837 от 10.10.2018 с указанием срока добровольной уплаты, которое налогоплательщиком не было исполнено. Задолженность по уплате транспортного налога составляет 5 497 руб., пени 45,32 руб., а всего 5 542, 32 руб., которую истец со ссылкой на ст.ст. 289-293 КАС РФ просит взыскать с ответчика и восстановить им срок на предъявление к взысканию задолженности в указанной выше сумме.
В судебное заседание представитель ИФНС России по г. Костроме не явился, административный истец извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без присутствия представителя.
Административный ответчик Крючков А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных ИФНС России по г. Костроме требования, указал, что пропущенный административным истцом срок для подачи данного иска в суд восстановлению не подлежит.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Плательщиками транспортного налога в соответствии с нормами статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
В силу ст. 3 Закона Костромской области от 28.11.2002 года № 80-ЗКО «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с нормами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1), сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что за Крючковым А.А. были зарегистрированы транспортные средства: NISSAN ALMERA CLASSIC, гос. номер № с 25.10.2010 по 10.12.2014, NISSAN ALMERA CLASSIC, гос. номер № с 25.10.2012 по 25.03.2016, то есть Крючков А.А. являлся плательщиком транспортного налога.
В силу ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2, 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Из содержания ч. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с уплатой причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщику в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику начисляются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога.
Взыскание налога и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом 25.04.2015 в адрес Крючкова А.А. было направлено налоговое уведомление № об уплате в срок до 01.10.2015 транспортного налога в сумме 5 497 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, ИФНС России по г. Костроме в адрес Крючкова А.А. было направлено требование № 14837 от 10.10.2015 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 5 497 руб., со сроком уплаты до 25.01.2016, требование № 60766 от 12.11.2015 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 5 497 руб., пени в сумме 45,39 руб. со сроком уплаты до 19.02.2016. Указанные требования Крючковым А.А. исполнены в установленный срок не были.
06 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 12 Ленинского судебного района г. Костромы ИФНС России по г. Костроме было отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Крючкова А.А. задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 5 542,39 руб. в связи с пропуском срока на обращение с таким заявлением. С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 10.07.2020.
Таким образом, из материалов дела следует, что как на момент направления настоящего иска в суд, так и на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом с учетом положений ст. 48 НК РФ пропущен установленный законом срок для обращения в суд.
При подаче иска, Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не приведено, в связи с чем ходатайство ИФНС России по г. Костроме о восстановлении пропущенного процессуального срока, удовлетворению не подлежит.
В связи с изложенным задолженность по транспортному налогу в сумме 5 497 руб. и пени в сумме 45,32 руб. по требованию № 14837 от 10.10.2015 и по требованию № 60766 от 12.11.2015, суд признает безнадежной ко взысканию по причине пропуска налоговым органом срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, КАС РФ, суд
р е ш и л :
Ходатайство ИФНС России по г. Костроме о восстановлении пропущенного процессуального срока оставить без удовлетворения.
Отказать в удовлетворении исковых требований ИФНС России по г. Костроме о взыскании с Крючкову А. АлексА.у, dd/mm/yy рождения, (ИНН №) задолженности по уплате транспортного налога в размере 5 497 руб. и пени в размере 45,32 руб., а всего в сумме 5 542, 32 руб. по требованию № 14837 от 10.10.2015 и по требованию № 60766 от 12.11.2015 - по причине утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности, в связи с истечением срока взыскания.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Коровкина Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2020 года.