Решение по делу № 8а-2616/2022 [88а-3801/2022] от 01.03.2022

Дело № 2-1072/2021

88а-3801/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                         20 апреля 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.05.2022.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малькова А.А. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 22 октября 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от     12 января 2022 года, принятые по административному делу № 2-1072/2021, по административному иску Малькова А.А. к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца Железнова А.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Мальков А.А. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с административным иском к Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия; возложить на ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанность в течение 30-ти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть документы о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия.

В обоснование требований административный истец указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ общая продолжительность военной службы 19 лет 3 месяца 27 дней, в льготном исчислении 37 лет. ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Обеспечен служебным жилым помещением, в котором проживает по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном на период прохождения военной службы в ЗАТО <адрес> края. На территории Российской Федерации жилые помещения на праве собственности отсутствуют. Решением 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с формой обеспечения жилищная субсидия.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска 22 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от      12 января 2022 года, административные исковые требования Малькова А.А. оставлены без удовлетворения.

    25 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Малькова А.А., поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 14 февраля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права. Полагает, что в соответствии с нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Жилищного кодекса РФ у него имеется право на обеспечение жилым помещением в форме жилищной субсидии за счет средств Министерства обороны РФ, поскольку уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеет выслугу на военной службе в календарном исчислении более десяти лет. Факт исключения из личного состава воинской части и отсутствие статуса военнослужащего не является основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся и лишения военнослужащего права на жилище.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 года дело по иску Малькова А.А. передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2022 года кассационная жалоба Малькова А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков, заинтересованного лица, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного истца, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по настоящему делу судебных актов в кассационном порядке.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного липа, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела и установлено судами Мальков А.А. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в в/ч 99015-2; общая продолжительность военной службы составила 19 лет 3 месяца 27 дней.

Приказом командующего подводными силами Тихоокеанского флота от ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; приказом командира в/ч 360130 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.

Решением 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с формой обеспечения жилищная субсидия на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для признания Малькова А.А. нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, поскольку на момент подачи соответствующего заявления истец утратил статус военнослужащего, а данные о постановке его на соответствующий учет в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы отсутствуют. При этом суды пришли к выводу о том, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласиться не может, поскольку они постановлены с нарушением норм материального права.

    В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.

    Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее-Федеральный закон N 76-ФЗ).

    Согласно пункту 2 статьи 2 названного Закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

    Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

    Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

    Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

    В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

    Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

    Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, действовали в период спорных правоотношений сторон. Согласно пункту 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.

    Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (пункт 11 Правил).

    Таким образом, из анализа вышеизложенного законодательства следует, что при увольнении Малькова А.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, являлся ли он нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства и имелись ли правовые основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период военной службы.

    Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, содержание которой отражается в листе беседы, подписываемом увольняемым с военной службы военнослужащим и проводившим беседу должностным лицом, приобщается к личному делу военнослужащего.

    В силу статьи 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.

    Из анализа предусмотренных указанными нормами обязанностей командиров и прав подчиненных военнослужащих следует, что при увольнении с военной службы командование обязано разъяснить военнослужащему его право на постановку на учет нуждающихся в случае подачи им соответствующего рапорта и право на оставление в указанных списках после увольнения с военной службы.

    Вместе с тем при рассмотрении настоящего административного дела указанные обстоятельства судом исследованы не были, лист проведенной с Мальковым А.А. беседы перед увольнением не запрошен.

Как установлено судом приказом командующего подводными силами Тихоокеанского флота от ДД.ММ.ГГГГ Мальков А.А. досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; приказом командира в/ч 360130 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. Документы для признания Малькова А.А. нуждающимся в получении жилого помещения в адрес административного ответчика поступили ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений административного истца и справки военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после извещения о предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями у него отсутствовала возможность обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с нахождением личного дела Малькова А.А. в ФЭУ Тихоокеанского флота ( г.Владивосток) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Между тем, оценка данным обстоятельствам судами не дана.

    Таким образом, принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций не установили и не исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела.

    В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Обжалуемые судебные акты указанным требованиям не соответствуют.

    На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца, и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.

    В силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает судебные акты суда первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

    При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда города Хабаровска от 22 октября 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Хабаровска в ином составе судей.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-2616/2022 [88а-3801/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мальков Александр Александрович
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
Другие
Филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Жентерик Алексей Владимирович
Территориальный отдел "Камчатский" фииала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны РФ
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
20.04.2022Судебное заседание
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее