№ 5-3317/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2021 года город Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ниденталь Н.И.,
установил:
<...> г. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), составленные должностным лицом ОМВД России по г. Ухте в отношении Ниденталь Н.И. поступили на рассмотрение в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Проведя подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении, считаю, что материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению должностному лицу, который их составил, по следующим основаниям.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 указанного Кодекса).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Системное толкование вышеприведенных положений ст. 28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
<...> г. начальником ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Ухте в отношении Ниденталь Н.И. составлен протокол .... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, согласно которому установлено нарушение Ниденталь Н.И. требований ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно организация Ниденталь Н.И. публичного мероприятия в форме пикетирования в составе трех граждан по адресу: ...., а также действия, совершаемые этим лицом в ходе публичного мероприятия.
Из материалов дела об административном правонарушении также следует, что <...> г. в указанный протокол должностным лицом ОМВД России по г. Ухте были внесены изменения (дополнения) в части указаний на противоправные деяния, совершенные привлекаемым лицом для организации публичного мероприятия, а также в части указания на несоблюдение Ниденталь Н.И. требований установленных п. 1 ст. 3, п. 1 ч. 4 ст. 5, ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения (дополнения) в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Ниденталь Н.И. Также отсутствуют сведения об извещении привлекаемого лица о необходимости её явки для внесения изменений в названный протокол.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения (дополнения) в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
При этом, представленный должностным лицом административного органа рапорт от <...> г. не содержит сведений о точном времени внесения исправлений в протокол об административном правонарушении, не указаны сведения, о том когда (дата, время) и на какой конкретно номер телефона был осуществлен звонок должностным лицом с целью приглашенияНиденталь Н.И. в здание ОМВД по г. Ухте для внесения исправлений в протокол об административном правонарушении. Телефонограмма, составленная в установленном порядке, к рапорту не приобщена.
Таким образом, представленный рапорт не свидетельствует о выполнении должностным лицом в полном объеме требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ установлено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о возвращении протокола об административном правонарушении, а также других материалов дела должностному лицу ОМВД России по г. Ухте, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения допущенных недостатков.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ниденталь Н.И. возвратить в ОМВД России по г. Ухте.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2021-006746-62