Дело № 2-267/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
ответчика- представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеевой И.П., действующей по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молтушкиной Татьяны Алексеевны к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающих право на досрочную страховую пенсию, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права,
установил:
Молтушкина Т.А. первоначально обратилась в суд с иском к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, мотивировав требования тем, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от <дата> <число> ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии. При этом пенсионный орган установил, что фактическая продолжительность специального стажа составляет 29 лет 6 месяцев 29 дней при требуемой продолжительности специального стажа 30 лет. При подсчете специального стажа пенсионным органом исключены, в том числе, оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, как не предусмотренные в соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 № 516. Решение пенсионного органа об исключении периодов нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа и об отказе в назначении пенсии считала незаконным и необоснованным. При направлении на курсы повышения квалификации по приказу работодателя за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, исключенные ответчиком периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный страховой стаж для назначения пенсии. Ссылаясь на нормы законодательства, просила обязать ответчика включить периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с момента обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с <дата>.
Во время нахождения дела в производстве суда истец Молтушкина Т.А. уточнила и изменила заявленные требования, обратившись <дата> с дополнительным исковым заявлением. Приведя в нем обоснование, что и в первоначально поданном иске, просила обязать ответчика включить периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначить ей досрочную страховую пенсию с момента возникновения такого права. Судебное заседание просила провести без ее участия, ввиду выезда за пределы Чувашской Республики.
С учетом волеизъявления Молтушкиной Т.А. и надлежащего ее извещения, приняв во внимание мнение стороны ответчика, суд определил в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик - представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеева И.П. иск не признала, полагая, что Молтушкиной Т.А. обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду недостаточности требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии. По представленным документам в бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 29 лет 06 мес. 29 дн., при необходимых - 30 лет. Как не соответствующие требованиям п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не были включены периоды нахождения Молтушкиной Т.А. на курсах повышения квалификации.
Выслушав объяснения представителя ответчика и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
По предложению суда дополнительные доказательства сторонами не представлены. Судом они предупреждены о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ. Поэтому, суд выносит решение на основании предоставленных доказательств по делу, в пределах предъявленного иска, с учетом последующего его изменения.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) <число> от <дата> Молтушкиной Т.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии. При этом были исключены, в том числе, оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Установленная продолжительность специального стажа Молтушкиной Т.А. составила 29 лет 06 месяцев 29 дней.
Согласно диплому серии ЛТ <число> Молтушкина Т.А. в 1986 году поступила в Чебоксарское медицинское училище Минздрава Чувашской АССР и в 1988 году окончила полный курс названного училища по специальности «медицинская сестра». Решением Государственной квалификационной комиссии от <дата> ей присвоена квалификация медицинская сестра.
В трудовой книжке Молтушкиной Т.А. серии АТ-V <число> имеются записи о том, что с <дата> принята в Козловскую райбольницу на должность процедурной медсестры терапевтического отделения (запись <число>), о присвоении ей квалификационных разрядов и категорий, о реорганизации и переименования медицинского учреждения.
В соответствии со свидетельством о повышении квалификации с регистрационным <число> Молтушкина Т.А. с <дата> по <дата> повышала квалификацию в ГОУ «Чебоксарское медицинское училище» по циклу «Сестринское дело в терапии. Общее усовершенствование».
Согласно свидетельству о повышении квалификации с регистрационным <число>, Молтушкина Т.А. с <дата> по <дата> повышала квалификацию в ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» по циклу «Сестринское дело в терапии».
С <дата> по <дата> Молтушкина Т.А. повышала квалификацию в ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» по циклу усовершенствования «Сестринское дело в терапии», что подтверждается соответствующим свидетельством <число>.
С <дата> по <дата> Молтушкина Т.А. повышала квалификацию в БПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашской Республики по циклу усовершенствования «Сестринское дело в терапии», что подтверждается свидетельством <число>.
На основании приказа <число> от <дата> медсестра терапевтического отделения Молтушкина Т.А. командирована в <адрес> с <дата> по <дата>.
На основании приказа <число> от <дата> медсестра терапевтического отделения Молтушкина Т.А. командирована в <адрес> на курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>.
Молтушкина Т.А. - медицинская сестра палатная направлена в командировку в филиал БОУ СПО ЧР СПО «Чебоксарский медицинский колледж» в <адрес> сроком на 31 день с <дата> по <дата>, что подтверждается приказом главного врача <число>-КУ от <дата>.
На основании приказа <число>-К от <дата> медсестра терапевтического отделения Молтушкина Т.А. направлена в командировку в <адрес> в ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж» с <дата> по <дата>.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет- мужчины, 55 лет- женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующий в настоящий момент Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривает должность «медицинская сестра».
В силу ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 № 5487-1, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими организациями. Пунктом 5 Порядка установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что повышение квалификации указанных категорий медицинских работников является обязательным и работодатель в силу ст. 196 Трудового Кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять соответствующие гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором. Потребность в обучении определяется на основании приказа Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», которым утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала. В случае неисполнения работодателем обязанности по повышению квалификации работников, которая определена федеральными законами, он может быть привлечен к административной ответственности.
Кроме этого, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Судом установлено, что Молтушкина Т.А. после окончания Чебоксарского медицинского училища Минздрава ЧАССР по специальности «медицинская сестра», имея специальное медицинское образование, с <дата> была принята в Козловскую райбольницу на должность процедурной медсестры терапевтического отделения. Во время трудовой деятельности она направлялась работодателем на курсы повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, - с отрывом от работы. При этом за ней сохранялись рабочее место (должность) и заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности. Курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков.
Следовательно, данные спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж Молтушкиной Т.А., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание, что с учетом включенных судом в специальный стаж Молтушкиной Т.А. спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, необходимый стаж лечебной деятельности для досрочного назначения пенсии у истца отсутствовал по состоянию на <дата>, то есть на день обращения в пенсионный орган, однако, является достаточным на дату вынесения решения, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить иск Молтушкиной Т.А., с учетом последующего изменения требования о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения такого права.
Таким образом, иск Молтушкиной Т.А. к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Молтушкиной Татьяны Алексеевны к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить.
Возложить обязанность на государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий Молтушкиной Татьяне Алексеевне право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 01 октября 2018 года