ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.02.2024 г. Белгород
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Бригадиной Н.А.,
при секретаре Андреевой К.В.,
с участием истца Бирюковой В.В., представителя ответчика администрации г. Белгорода в лице МКУ «Городской жилищный фонд», администрации г. Белгорода Шеховцовой Н.Н., в отсутствие третьего лица Бирюкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирюковой Валентны Васильевны к администрации г. Белгорода в лице МКУ «Городской жилищный фонд» о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
В 1990 году Бирюкова В.В. вступила в жилищно-строительный кооператив № 78 с целью приобретения 2х комнатной квартиры по адресу: <адрес>. 18.05.1990 ей составом семьи три человека, включая также мужа Б и сына Б., была предоставлена для проживания указанная квартира на основании решения исполкома Белгородского городского Совета народных депутатов от 11.05.1990 №№. Данное обстоятельство подтверждается ордером на жилое помещение № № от 18.05.1990.
До 1994 года истица погашала ссуду, согласно графику, в 1994 года после денежной реформы, остаток ссудной задолженности был погашен полностью.
Истец постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес> с момента предоставления квартыры, несет бремя по содержанию жилого помещения с момента его предоставления истцу в собственность.
Дело инициировано иском Бирюковой В.В., которая просила признать за ней право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 44,6 кв. м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> ссылаясь на ликвидацию кооператива.
Бирюков А.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайств об отложении судебного заседании не поступило. В ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствие суду сообщил, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании истец Бирюкова В.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчиков Шеховцова Н.Н. полагалась на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом в личной собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечивались жилыми помещениями на общих основаниях.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдавал гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Таким образом, лицо, включенное в ордер на жилое помещение, приобретало право на вселение в него и право пользование данным жилым помещением.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. Право собственности в РСФСР признается и охраняется законом.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Из приведенных норм следует, что Закон о собственности, действовавший до 1995 года, допускал возникновение права собственности на квартиру в связи с выплатой пая, право собственника распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе и совершая сделки, не противоречащие закону.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам, с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляются по соглашению всех собственников, а при его отсутствии устанавливаются судом, государственным арбитражем или третейским судом по иску любого из собственников.
Согласно положениям ст. 111 и ст. 113 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив в качестве члена ЖСК и получить в нем квартиру.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», введенного в действие с 01.07.1990, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество. В силу указания, изложенного в абз. 3 п. 3 Постановления Верховного Совета СССР от 06.03.1990 № 1306-1 «О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР» названной норме придана обратная сила.
Подобная норма также содержалась в п. 2 ст. 13 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР».
В дальнейшем положения п. 2 ст. 13 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, п. 2 ст. 7 Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 трансформировались в п. 4 ст. 218 ГК РФ, согласно которой член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно п. 1 ст. 129 ЖК РФ член жилищного кооператива приобретаетправособственностина жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью. В силу приведенной нормы, обязательным условием возникновения права собственности на предоставленное кооперативом имущество является членство или наличие у лица права на паенакопления в кооперативе.
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй и третий п. 2, п. 4 ст. 218 ГК РФ, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Таким образом, лица, полностью внесшие паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, право собственности на кооперативную квартиру возникает только у члена жилищно-строительного кооператива, который полностью выплатил паевой взнос за жилое помещение, предоставленное ему в пользование.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой <адрес>, кадастровый номер №
Судом установлено, что в 1990 году Бирюкова В.В. вступила в жилищно-строительный кооператив № № с целью приобретения 2х комнатной квартиры по адресу: г. <адрес> 18.05.1990 года ей составом семьи три человека, включая также мужа Б и сына Б была предоставлена для проживания указанная квартира на основании решения исполкома Белгородского городского Совета народных депутатов от 11.05.1990 года №219. Данное обстоятельство подтверждается ордером на жилое помещение № № от 18.05.1990.
До 1994 года истица погашала ссуду, согласно графику, в 1994 года после денежной реформы, остаток ссудной задолженности был погашен полностью.
Истец постоянно проживает и зарегистрирована в <адрес>, несет бремя по содержанию жилого помещения, что подтверждается представленными квитанциями об оплате услуг ЖКХ, товарным чеком.
После полного внесения паевого взноса Бирюковой В.В. квартира стала её собственностью, однако каких-либо документов, подтверждающих её право собственности на квартиру, она не оформляла по причине юридической неграмотности.
ЖСК № 78, в свою очередь, после полного внесения истицей паевого взноса, никаких документов ей не выдало.
В настоящее время кооператива не существует, никаких документов кооператива не осталось.
В представленных в суд письменных пояснениях Д являвшийся председателем кооператива ЖСК №, подтвердил, что Бирюковой В.В. пай в размере 9605,02 рублей выплачен полностью в период с 02.10.1990 по 03.05.1995.
Допрошенная свидетель С суду пояснила, что ей известно о полной выплате истцом пая за квартиру, что справка о выплате пая председателем ЖСК не выдавалась.
Свидетель Г., суду пояснили, что ему был ордер на квартиру, паевые взносы за которую им внесены в полном объём, однако указанным ЖСК справки о выплате пая не выдавались.
Из государственного архива Белгородской области истице также предоставили сведения о том, что документы ЖСК № № на хранение в областное государственное казенное учреждение «Государственный архив Белгородской области» не поступали, связи с чем подтвердить факт выплаты Бирюковой В.В. паевых взносов за двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> не представляется возможным.
Представленными документами, подтверждается, что Бирюкова В.В., являлась членом ЖСК-78, полностью выплатила паевой взнос, и ей была предоставлена спорнаяквартирав этомЖСКс в соответствии с действующим на тот момент жилищным законодательством, ответчик не оспаривает его правособственностинаквартиру.
Истцом оплачивались налоговые платежи за указанную квартиру с момента её предоставления.
Исходя из приведенных выше обстоятельств и норм гражданского законодательства, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что истцом в полном объеме выплачен пай за квартиру, расположенную по адресу: г<адрес> площадью 44,6 кв. м, с кадастровым номером №, суд находит требования Бирюковой В.В. о признании за ней права собственности на квартиру законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бирюковой Валентны Васильевны к администрации
г. Белгорода в лице МКУ «Городской жилищный фонд» о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Бирюковой Валентиной Васильевной (<данные изъяты>) право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>, площадью 44,6 кв. м с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>