№ 2а-100/2022
УИД 22RS0042-01-2022-000074-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Г.В. Ожогиной,
при секретаре Д.В. Крючковой,
с участием административного истца прокурора Родинского района Алтайского края Савостина Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Родинская СОШ №2» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Родинская СОШ №2» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих доводов истец указал, что прокуратурой Родинского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в результате которой было установлено следующее.
В силу требований ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр утверждены СП 59.13330.2020 «Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020)».
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16.
При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%.
Пунктом 6.2.11 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.
Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение.
Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении.
На основании п. 6.2.12 СП 59.13330.2020 оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей - 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой.
На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.
Знаком доступности для МГН должны обозначаться входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках (пункт 6.5.1 СП 59.13330.2020).
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема, в том числе перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (пункт 6.5.9 СП 59.13330.2020).
В нарушение вышеуказанных требований законодательства вход в здание детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26 не оборудован пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для МНГ, информирующими тактильными табличкам, параметры наружных лестниц не соответствуют нормам СП 59.13330.2020).
Таким образом, МБОУ «Родинская СОШ №2» и Комитетом по образованию Родинского района не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в вышеуказанные здания.
Выявленное в результате проверки несоблюдение федерального законодательства нарушает гарантированную государством социальную поддержку, обеспечивающую инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В целях устранения вышеуказанных нарушений прокурором района 01.12.2021 было внесено представление председателю Комитета по образованию Родинского района Т.Т.Ю., которое рассмотрено, однако вышеуказанные нарушения не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования бюджетного учреждения.
До настоящего времени документы, подтверждающие осуществление финансирования учреждения и устранение нарушений, в прокуратуру района не поступили, что свидетельствует о бездействии МБОУ «Родинская СОШ №2» и Комитета по образованию Родинского района.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Как следует из ответа на представление, при формировании бюджета муниципального образования на 2021 год средства на вышеуказанные цели для МБОУ «Родинская СОШ №2» не предусматривались, вследствие чего, устранение нарушений возможно только в случае выделения дополнительного финансирования из районного бюджета.
В связи с изложенным, прокурор Родинского района Алтайского края просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26); возложить на МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26), а именно оборудовать вход в здание пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для маломобильных групп населения, информирующими тактильными табличками, привести в соответствие с требованиями законодательства параметры наружных лестниц; признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению финансирования МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края и возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края в целях обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26).
В судебном заседании административный истец – прокурор Родинского района Савостин Е.С. на удовлетворении административных исковых требований настаивал в полном объеме, в качестве их обоснования сослался на доводы, изложенные в административном иске. Не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда – до 01 октября 2022 года.
Представитель административных ответчиков – Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родиснкого района Алтайского края Гугля И.И. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований не возражал, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда – до 01 октября 2022 года в связи с необходимостью дополнительного финансирования и погодными условиями.
Представитель административного ответчика – МБОУ «Родинская СОШ №2» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении судебного заседания не просил, каких-либо возражений, относительно предъявляемых к нему исковых требований в адрес суда не направил.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть данное дело без участия представителя административного ответчика.
Заслушав прокурора Родинского района Савостина Е.С., представителя административных ответчиков Гугля И.И., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Преамбула Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорит о том, что этот Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 Закона N 181-ФЗ относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.Согласно пунктов 1, 6 части 1 статьи 15 Закона N181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равных условия жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом правил 59.13330.2020 «Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020)», утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16.
При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%.
Пунктом 6.2.11 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Поручень ограждений с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.
Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение.
Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении.
На основании п. 6.2.12 СП 59.13330.2020 оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей - 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой.
На боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней общественных зданий должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.
Знаком доступности для МГН должны обозначаться входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках (пункт 6.5.1 СП 59.13330.2020).
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема, в том числе перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (пункт 6.5.9 СП 59.13330.2020).
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Родинского района проведена проверка исполнения соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.
В результате проверки установлено, что вход в здание детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26) не оборудован пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для МГН, информирующими тактильными табличкам, параметры наружных лестниц не соответствуют нормам СП 59.13330.2020) (л.д. 5-6).
Согласно материалов дела следует, что детский сад «Пчелка», расположенный по адресу: с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26, является структурным подразделением МБОУ «РСОШ №2» (л.д. 7-13).
01 декабря 2021 года прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в адрес председателя Комитета по образованию Родинского района Алтайского края внесено представление (л.д. 15-16).
По результатам рассмотрения представления было установлено, что выявленные нарушения имели место, в настоящее время устранены частично, не были устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования бюджетного учреждения (л.д. 17).
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела документы, подтверждающие осуществление финансирования учреждения и устранение нарушений, суду не представлены, что свидетельствует о бездействии МБОУ «Родинская СОШ №2» и Комитета по образованию Родинского района.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм финансирование образовательный учреждений с целью обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26) является расходным обязательством Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком МБОУ «РСОШ №2» ненадлежащим образом создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здания вышеуказанных детский дошкольных образовательных учреждений в виду отсутствия необходимо финансирования со стороны административных ответчиков Администрации Родинского района, Комитета по образованию Родинского района Алтайского края.
Несоблюдение МБОУ «РСОШ №2» федерального законодательства нарушает гарантированную государством социальную поддержку, обеспечивающую инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Бездействие Администрации Родинского района, Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по осуществлению финансирования МБОУ «РСОШ №2» нарушает требования федерального законодательства Российской Федерации, так как не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом, то есть определение срока исполнения решения суда входит в полномочия суда.
При таких обстоятельствах, на административных ответчиков Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края надлежит возложить обязанность осуществить финансирование МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края в целях обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26).
При этом суд полагает необходимым удовлетворить ходатайство представителя административных ответчиков Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края Гугля И.И. и предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 01 октября 2022 года, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Поскольку Администрация Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края являются органами местного самоуправления, оснований для взыскания с них госпошлины за подачу искового заявления в суд не имеется.
Вместе с тем, в административного ответчика МБОУ «РСОШ №2» в доход бюджета Родинского района Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района Алтайского края, Комитету по образованию Родинского района Алтайского края, МБОУ «Родинская СОШ №2» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26).
Возложить на МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26), а именно оборудовать вход в здание пандусами и ограждениями с поручнями, знаками доступности для маломобильных групп населения, информирующими тактильными табличками, привести в соответствие с требованиями законодательства параметры наружных лестниц.
Признать незаконным бездействие Администрации Родинского района Алтайского края и Комитета по образованию Родинского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению финансирования МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края и возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского края обязанность по осуществлению финансирования МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края в целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детского дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Пчелка» (с. Красный Алтай Родинского района Алтайского края, ул. Алтайская, 26).
Установить срок исполнения решения суда – до 01 октября 2022 года.
Администрацию Родинского района Алтайского края, Комитет по образованию Родинского района Алтайского от оплаты государственной пошлины освободить.
Взыскать с МБОУ «Родинская СОШ №2» Родинского района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.
Председательствующий Г.В. Ожогина