78RS0007-01-2020-003048-47
Дело № 2-150/21 14 января 2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Воробьевой С.А.
При секретаре Карауловой Е.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голяка <данные изъяты> к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Голяк С.А. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании компенсации морального вреда, указывает, что был обвинен в совершении преступления, предусмотренного № УК РФ сроком на 5 лет 6 месяцев общего режима. Голяк С.А. указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России в качестве подозреваемого (обвиняемого) Весь период содержания в СИЗО-1 содержался в унижающих человеческое достоинство условиях. Камеры были значительно переполнены, на одного человека приходилось менее 2 кв.м. санитарной площади. Недостаток пространства негативно сказывался на психическом и физическом здоровье истца. В камере был недостаточный объем воздуха, отсутствовала вентиляция. В камере было тусклое освещение, окна маленькие, из-за чего было невозможно читать и писать. Туалет не был оборудован смывным бачком, не был отгорожен от остальной части камеры. В камере отсутствовала питьевая вода. Помещение душевой находилось в антисанитарном состоянии, нуждалось в ремонте. Одноразовые гигиенические наборы выдавались в СИЗО-1 раз в два месяца, их содержания хватало на одну неделю. Отсутствие надлежащих санитарных условий, недостаточное время и регулярность промывок, отсутствие гигиенических средств создавали опасность для здоровья. При поступлении в СИЗО-1 не был в полном объеме обеспечен постельными принадлежностями надлежащего качества. Пища, выдаваемая в СИЗО-1, была низкого качества, порции были маленькие. В камере не было холодильника. Прогулочные дворы не были оборудованы скамейками, после дождя во дворах были лужи, укрыться от дождя было негде. Сотрудники администрации СИЗО-1 в подавляющем большинстве вели себя грубо. Неуважительно, использовали нецензурную брань, чем унижали человеческое достоинство.
Причиненный моральный вред истец оценил в 600000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России и Министерство финансов России.
Истец, участвующий в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России с иском не согласен, указывает, что истцом не представлено доказательств причинения морального вреда.
Представитель Министерства финансов России в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежащим образом извещен.
В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189, установлены требования к оборудованию камер СИЗО.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Голяк С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: <адрес>. Площадь камерных помещений составляла 8 кв.м. Все камерные помещения учреждения находились в удовлетворительном состоянии, оборудовались оконным блоком с форточкой для доступа свежего воздуха, а также производилась круглосуточная принудительная вытяжная вентиляция через вентиляционную решетку системы общей вентиляции, которая позволяла поддерживать комфортный температурно-влажностный режим. Камерные помещения оборудовались кроватями, столом, шкафом для принадлежностей, настенным зеркалом, радиатором отопления, розетками для подключения электроприборов, радиодинамиков, огороженным санузлом со сливным механизмом, раковиной для умывания с подводкой водопроводной воды, которая соответствовала санитарным нормам и подавалась централизованно из городской сети. Площадь душевых помещений составляла 16 кв.м. Представить сведения о номерах камер, в которых содержался Голяк С.А., количестве лиц, содержащихся в данных камерах, не представляется возможным в связи с уничижением камерных карточек. Согласно п.1289 приказа ФСИ России № 373-2014 срок хранения камерных карточек составляет 10 лет со дня убытия либо освобождения.
В подтверждение уничтожения камерных карточек представлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств того, что в период содержания в следственном изоляторе истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания, действия (бездействие) следственного изолятора незаконными не признавались.
Из представленных документов не усматривается, что материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение истца в период нахождения в следственном изоляторе, не соответствовало требованиям действующего законодательства.
Кроме того, обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы прежде всего требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Голяку <данные изъяты> к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России, Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 28.01.2021 г.