27 февраля 2015 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по делу №2-472/2015)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Кушнеровой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Луняка ИВ к садоводческому некоммерческому товариществу «Самсон», Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Самсон» (далее- СНТ «Самсон») о признании права собственности на земельный участок №№, находящийся по адресу: <адрес>
В обосновании заявленных требований указал, что является членом СНТ «Самсон», где ей предоставлен земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м.
В государственной регистрация права собственности истца на указанный участок отказано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в связи с тем, что представленное в качестве правоустанавливающего документа постановление не содержит информации о возникновении права собственности истца на испрашиваемый земельный участок.
Истец, входе судебного разбирательства, заявленные требования поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Ответчик СНТ «Самсон», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действующего в настоящее время, предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документов.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства-все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В силу положений ст.8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ -по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст.9 ЗК РСФСР 1991 года).
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок пользования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области №339/2 от 23.05.1994 г. «О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества «Самсон» под садоводство членам садоводческого товарищества представлено 50,05 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность-30,27 га, в коллективно-совместную собственность -19,78 га.
Постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области №339/2 от 23.05.1994 года на момент его принятия не соответствовало требованиям Земельного кодекса РСФСР 1991 года в части передачи в коллективно-долевую собственность земель занятых участками садоводов, поскольку ст.66 ЗК РСФСР предусматривала возможность предоставления данных участков садоводам лишь в собственность или пожизненно-наследуемое владение, в подтверждение прав на землю каждому садоводу должен был выдаваться соответствующий документ. Садоводству предусматривалась выдача документа только на земли общего пользования.
В силу ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Пленум Верховного Суда РФ в части 2 пункта 7 постановления от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил судам, что оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерства и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д).
С учетом требований перечисленных норм можно сделать вывод, что постановление главы администрации Лужского района, в части передачи в коллективно- долевую собственность земель, занятых участками садоводов, не может быть принято во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку в момент его вынесения оно не соответствовало закону.
Согласно справке СНТ «Обуховец-1» от ДД.ММ.ГГГГ г., № истица – Луняка И.В., является членом СНТ с 1992 г., ей выделен земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.07).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок № расположен по адресу: <адрес> его площадь составляет <данные изъяты> кв.м., участку присвоен кадастровый номер №
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что решением Лужского городского суда Ленинградской области №2-455/2015 от 04 февраля 2015 года, по иску Луняка ИВ к СНТ «Самсон» о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации за истцом – Луняка ИВ признано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения садоводства, находящегося по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона ( в редакции Федеральных законов от 02 октября 2007 года №225-ФЗ, от 23 июля 2013 года №250-ФЗ).
Содержание решения Лужского городского суда, постановленного по гражданскому делу №2-455/2015, свидетельствует о том, что в качестве правового обоснования иска Луняка И.В. избраны законоположения пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», позволяющие бесплатно приобрести в собственность земельный участок.
В свою очередь, материалы дела свидетельствуют о том, что Луняка И.В. уже реализовала право на бесплатное получение в собственность земельного участка, то в контексте имеющего места ограничения об однократности предоставления земельных участков в собственность согласно статье 2 Областного закона от 29 октября 2003 года 83-оз, принятого во исполнение требований федерального законодателя, имея в виду положения статьи 33 ЗК РФ, у суда отсутствуют правовые основания для признания за Луняка И.В. права собственности на второй земельный участок в упрощенном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В заявленных требованиях Луняка ИВ к садоводческому некоммерческому товариществу «Самсон», Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2015 года
Председательствующий подпись