Дело № 2-1722/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2015 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Мусиенко Н.А.,
при секретаре Забалуеве В.Н.,
при участии
представителя истца Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Лукьянова М.О.
представителя ответчика ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» по доверенности Ляховицкого Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» о понуждении к выполнению природоохранных мероприятий,
установил:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» о понуждении к выполнению природоохранных мероприятий. В обоснование заявленных требований указал, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что основными видами деятельности ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» являются: полиграфическая деятельность; редакционно–издательская деятельность, производство и реализация технической, рекламной и иной полиграфической продукции; издание литературных сборников; рекламная деятельность.
ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» располагается по адресу: <адрес>. Так же в собственности предприятия имеется прирельсовый склад бумаги, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как установлено в ходе проведенной проверки, ответчик <дата> получил разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № №. Разрешение выдано Управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании приказа от <дата> № №
Действия данного разрешения распространяются на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории ОАО «Саратовский полиграфический комбинат»: площадка <адрес>, площадка <адрес>.
В атмосферу выбрасывается 37 наименований загрязняющих веществ общей массой 23,672424 т/ год. В результате производственной деятельности источников выбросов в атмосферу выделяются: железа оксид, алюминия оксид, марганец и его соединения, меди оксид, аммиак, азота оксид сажа, ксилол, толуол и др.
Предприятие включает в себя следующие источники выбросов вредных веществ в атмосферу: токарно-винторезные станки, фрезерные станки, заточные станки, пресс отливки марзанов, передвижной пост газовой сварки, печатные машины, краскотерки и др.
Данный обстоятельства подтверждаются проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для ОАО «Саратовский полиграфический комбинат».
Однако, ответчиком план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области на согласование не направлялся, информация о наступлении НМУ отсутствует, журнал для записи информации об НМУ не ведется, регулирование выбросов в период НМУ обществом не осуществляется.
По данным фактам в адрес общества прокуратурой <дата> было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствующих, за № №.
Вместе с тем, до настоящего времени ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» план мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферы и нарушаются права граждан, проживающих или временно пребывающих на территории г. Саратова.
В связи с чем, истец просит суд обязать ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и передать его на согласование в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области. Указанные мероприятия провести до <дата> года.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в части срока выполнения мероприятий, просил возложить на открытое акционерное общество «Саратовский полиграфический комбинат» обязанность разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, передать его на согласование в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в срок до <дата>.
В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянов М.О. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» по доверенности Ляховицкий Л.Е. исковые требования не признал в полном объеме, просил в иске отказать.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки (л.д. 78-85).
ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» располагается по адресу: <адрес>. Также в собственности предприятия имеется прирельсовый склад бумаги, расположенный по адресу: <адрес>.
ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» <дата> получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № № Разрешение выдано Управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании приказа от <дата> № №.
Действия данного разрешения распространяется на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории ОАО «Саратовский полиграфический комбинат»: площадка <адрес>; площадка <адрес>.
Всего по предприятию 78 источников выбросов загрязняющих веществ, из них организованных - 55, неорганизованных - 23, источников оснащенных ГОУ - 3.
В атмосферу выбрасывается 37 наименований загрязняющих веществ общей массой 23,672424 т/ год.
В результате производственной деятельности источников выбросов, в атмосферу выделяются: железа оксид, алюминия оксид, марганец и его соединения, меди оксид, аммиак, азота оксид сажа, ксилол, толуол и др.
Предприятие включает в себя следующие источники выбросов вредных веществ в атмосферу: токарно-винторезные станки, фрезерные станки, заточные станки, пресс отливки марзанов, передвижной пост газовой сварки, печатные машины, краскотерки и др.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Постановлением правительства Саратовской области № 671-П от 12.11.2012 г. утвержден «Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Саратовской области».
Согласно указанного «Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Саратовской области» заинтересованными лицами при реализации настоящего Порядка являются: органы местного самоуправления области, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 3).
При получении прогнозов о НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованными планами мероприятий (далее - План мероприятий) (п. 6 Порядка).
Планы мероприятий разрабатываются субъектами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333, а также в соответствии с Методическими указаниями "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях РД 52.04.52-85", утвержденными Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 1 декабря 1986 года (далее - Методические указания) (п. 7 Порядка).
План мероприятий согласовывается с Министерством.
Министерство осуществляет согласование представленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Плана мероприятий в течение 15 рабочих дней с момента поступления Плана мероприятий в Министерство (п. 8 Порядка).
Представитель ответчика в возражениях на иск ссылается на «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенное в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. № 14-01-333, в соответствии с подп. 2 п. 4, которого мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются для предприятий I и II категорий, а в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора) и для предприятий III категории. В разделе 4 «Проекта нормативов предельно допустимым выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» указано, что предприятие ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» относится к 3 категории – площадка 1 и к категории 4 – площадка 2 и поэтому мероприятия по регулированию вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий в данном проекте не требуется.
Между тем, методическое пособие носит рекомендательный характер, должно применяться при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха в части, не противоречащей законодательным и нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды.
Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г. Согласно данному письму Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считает использование возможным предприятиями-природопользователями в качестве методических пособий при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха в части, не противоречащей законодательным и нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды, следующих документов, разработанных ОАО "НИИ Атмосфера": - "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.); - "Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.); - "Методическое пособие по инвентаризации, нормированию и контролю выбросов запаха в атмосферу" (ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Исходя из вышеназванных норм, законом на ОАО «Саратовский полиграфический комбинат», как на юридическое лицо, имеющее источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложена обязанность разрабатывать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Саратовский полиграфический комбинат», в ходе которой были выявлены нарушения требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха. ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области на согласование не направлялся, информация о наступлении НМУ отсутствует, журнал для записи информации об НМУ не ведется, регулирование выбросов в период НМУ обществом не осуществляется.
Доказательств, отсутствия вышеперечисленных нарушений, представителем ответчика суду не предоставлено.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства, которые подлежат устранению путем возложения обязанности разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, передать его на согласование в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в срок до <дата>.
Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, а именно непосредственно влияют на экологическую безопасность и влекут нарушение природоохранного законодательства, в связи с чем, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать устранения вышеназванных нарушений в интересах неопределенного круга лиц и иск об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» о понуждении к выполнению природоохранных мероприятий, удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Саратовский полиграфический комбинат» (ИНН №, ОГРН №) обязанность разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, передать его на согласование в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Мусиенко