№ 2-17/2022
УИД 67RS0012-01-2021-000797-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2022 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой О.Б.,
судей Ермаковой Л.А., Александровой З.И.,
при помощнике судьи Кондрашовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Кардымовского района Смоленской области к Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области и Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о понуждении к принятию мер по недопущению возгорания и тления твердых коммунальных отходов на земельном участке под свалкой, по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области на решение Духовщинского районного суда Смоленской области от 17 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., возражения представителя Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области Мартынова В.В., объяснения представителя прокурора Кардымовского района Смоленской области Юрченковой Л.Н., представителей Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Решетняк Н.В. и Коноваленковой А.А., судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Кардымовского района Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области (далее - Администрация) и Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению очагов тления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 51000 кв.м, расположенном по адресу: ...; организации мероприятий по недопущению их (отходов) тления на указанном земельном участке до проведения рекультивации (восстановления) нарушенных земель (т. 1, л.д. 4-8, т. 2, л.д. 158-162).
20 декабря 2021 г. определением суда (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Коммунремстрой», Главное управление МЧС России по Смоленской области (т. 1, л.д. 175-183).
20 января 2022 г. определением суда (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (т. 1, л.д. 228-229).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. просил удовлетворить заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям, указав дополнительно, что Администрация МО «Кардымовский район» Смоленской области, как собственник земельного участка обязана устранить нарушения, которые имеются в настоящее время на территории свалки.
Представитель Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области Мартынов В.В. просил отказать в удовлетворения заявленных требований, поддержав письменные возражения, ссылаясь на установленную ранее судебным постановлением обязанность Администрации осуществить рекультивацию земель под свалкой в процессе которой указанные прокурором в настоящем иске недостатки подлежат устранению (т. 1, л.д. 136, 170-171).
Департамент явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в предоставленных ранее письменных возражениях указал, что именно МО «Кардымовский район» Смоленской области - собственник земельного участка с кадастровым номером №, где расположена свалка ТКО, является ответственным лицом за устранение очагов тления ТКО и организацию мероприятий по недопущению их (отходов) возгорания.
Представитель Главного управления МЧС России по Смоленской области Степченков С.И. исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, отраженные в исковом заявлении, указав дополнительно, что на свалке имеется тление, в почве происходят анаэробные процессы.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном мнении по заявленным требованиям указало, что в апреле 2020 года Управлением установлено наличие возгорания и тления свалки ТКО на земельном участке с кадастровым номером №, в результате которых создается угроза жизни и здоровью населения, окружающей среде, что непосредственно влияет на качество атмосферного воздуха (т. 1, л.д. 226-227; т. 2, л.д. 55-56, 70-71).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив заключение о наличии участков возгорания на территории свалки ТКО, что является фактором загрязнения атмосферного воздуха и создает угрозу причинения вреда здоровью жителей населенного пункта (т. 2, л.д. 106-108).
ООО «Коммунремстрой» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, правовой позиции по заявленным требованиям не представило.
Решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 17 июня 2022 г. исковые требования и.о. прокурора Кардымовского района к Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области и Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о понуждении принятия мер по недопущению возгоранию и тления отходов, удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию МО «Кардымовский район» Смоленской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению очагов тления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 51000 кв.м, расположенном по адресу: ..., а также организовать мероприятия по недопущению тления твердых коммунальных отходов на данном земельном участке до рекультивации (восстановления) нарушенных земель.
В удовлетворении требований к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии отказано (т. 2, л.д. 174-178).
Не согласившись с принятым по делу решением Администрация МО «Кардымовский район» Смоленской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду того, что суд не установил юридически значимые обстоятельства по делу (т. 2, л.д. 191-193).
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения от Департамента, содержащие просьбу оставить её без удовлетворения, со ссылкой на законность и обоснованность принятого решения (т. 2, л.д. 222-223).
В письменных возражениях Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям просит оставить апелляционную жалобу Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения (т. 2, л.д. 229).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области Мартынов В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель прокурора Кардымовского района Смоленской области Юрченкова Л.Н. указала на законность и обоснованность решения суда, отсутствие оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Решетняк Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области в части отсутствия в иске перечня мероприятий по недопущению тления ТКО на земельном участке, что по её мнению может затруднить исполнение судебного акта.
Представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Коноваленковой А.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Третьи лица Главное управление МЧС России по Смоленской области, ООО «Коммунремстрой», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом по имеющимся в материалах дела адресам посредством направления почтового уведомления и размещения информации на официальном сайте Смоленского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Судебная коллегия, с учетом мнения представителя Администрации Мартынова В.В., представителя прокурора Кардымовского района Смоленской области Юрченковой Л.Н., представителей Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Решетняк Н.В. и Коноваленковой А.А., руководствуясь частью 3 статьи 167, статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с положениями частей 1-2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
С учетом разъяснений пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по запросу суда апелляционной инстанции в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и необходимости проверки изложенных в апелляционной жалобе доводов, из Духовщинского районного суда Смоленской области истребовано гражданское дело № 2-211/2020 по иску и.о. прокурора Кардымовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области о проведении мероприятий по рекультивации земельного участка, а также из Администрации - Устава муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области, ссылки на которые имеются в рассматриваемом деле.
Заслушав объяснение представителя Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области Мартынова В.В., возражения представителя прокурора Кардымовского района Смоленской области Юрченковой Л.Н., представителей Департамента Решетняк Н.В. и Коноваленковой А.А., проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим убеждениям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного Закона к вопросам муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статьям 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Уставом МО «Кардымовский район» Смоленской области (принят Кардымовским районным Советом депутатов 26 мая 2005 г. (Решение № 35), установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (статья 10); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 в редакции решения Кардымовского районного Совета депутатов от 6 мая 2021 г. № Ре-00022).
Судом первой инстанции установлено и следует из письменных материалов дела, что Администрация МО «Кардымовский район» Смоленской области является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 51000 кв.м, расположенного по адресу: ... (т. 1, л.д. 112-120).
21 марта 2000 г. постановлением Главы Администрации Кардымовского района Смоленской области № 116 утвержден акт от 15 марта 2000 г. выбора земельного участка под строительство мусоросвалки в Кардымовском районе на территории ... (дело № 2-211/2020, л.д. 81-82).
4 июля 2014 г. постановлением Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области № 0493 ООО «Коммунремстрой» предоставлен в аренду сроком с 1 июля 2014 по 30 мая 2015 г. указанный земельный участок, для размещения и строительства мусоросвалки, впоследствии срок продлен по 28 апреля 2016 г. (дело № 2-211/2020, л.д. 117-122, 4-8).
В настоящее время свалка не эксплуатируется, что сторонами в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривалось.
21 июля 2020 г. решением Духовщинского районного суда Смоленской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 20 октября 2020 г., Администрация МО «Кардымовский район» Смоленской области обязана обеспечить разработку проекта рекультивации с проведением соответствующих мероприятий в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 51000 кв.м, расположенного по адресу: ..., до 31 декабря 2020 г. (т. 1, л.д.13-18).
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
26 октября 2020 г. и 8 августа 2022 г. определениями Духовщинского районного суда Смоленской области Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 21 июля 2020 г. о проведении мероприятий по рекультивации земельного участка до 31 июля 2022 г. и до 31 декабря 2022 г. соответственно (материал № 13-81/2021, л.д. 31-32, 54-55, 69-70).
До настоящего времени рекультивация земель не проведена, решение суда не исполнено, что сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено, помимо прочего, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, а также организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 г. № 13-П, Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (статья 15, часть 2), решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 15-П и от 24 декабря 2012 г. № 32-П).
В свою очередь, это не препятствует взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований.
В этой связи 2 апреля 2021 г. между Администрацией МО «Кардымовский район» Смоленской области и Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 51000 кв.м, расположенным по адресу: ..., в целях проведения инженерных изысканий и разработки проектно-сметной документации на рекультивацию (т. 1, л.д. 19-20, 21).
Указанный земельный участок передан в безвозмездное пользование на срок 11 месяцев (пункт 2.1 договора).
27 июля 2021 г. между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и <данные изъяты> заключен государственный контракт № 3 на оказание услуг по разработке проектной документации на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки отходов, распложенной по адресу: ... (т. 1, л.д. 58-81).
Представитель Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал на то, что названный проект разработан, но до настоящего времени не утвержден.
При этом сам по себе факт передачи в аренду Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии земельного участка, на котором расположена свалка, в целях проведения инженерных изысканий и разработки проектно-сметной документации на рекультивацию не освобождает орган местного самоуправления Администрацию от обязанностей по организации недопущения возгорания и тления бытовых отходов.
21 августа 2020 г. в адрес Главы МО «Кардымовский район» Смоленской области внесено представление прокурора Кардымовского района Смоленской области с требованием принять организационные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, а также причин и условий им способствующих, поскольку проведенной проверкой установлено, что с апреля 2020 года на указанной свалке происходит возгорание твердых коммунальных отходов (т. 1, л.д. 21-23).
13 октября 2021 г. в ходе проверки прокурора Кардымовского района Смоленской области противопожарного состояния указанной свалки бытовых коммунальных отходов выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, обнаружено 3 очага тления отходов (т. 1, л.д. 9-12).
Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от 15 июня 2021 г. № 19 установлено, что по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено наличие превышения концентраций оксида углерода в точке ТК-2 в 2,08 раза, в точке ТК-3 в 2,38 раза (т. 2, л.д. 152-153).
Кроме того, опрошенный в судебном заседании специалист ФИО15, начальник ПСЧ № 31 ФГКУ «ОФПС по Смоленской области» пояснил, что на указанной свалке происходит разложение бытовых отходов, а для их устранения необходимо убрать окислитель – воздух. С этой целью нужно провести вскрытие мест тления бытовых отходов и произвести его засыпку грунтом с последующей утрамбовкой. Пожарной техникой пролив проводить нецелесообразно, так как глубина залегания отходов от 2 до 6 метров (т. 1, л.д. 180).
Специалист ФИО14, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, пояснил, что ситуация, которая сложилась на территории свалки в ..., знакома ему с апреля 2020 года. Тогда впервые в ходе проведения рейдовых мероприятий выявлено задымление и открытое горение отходов на свалке. На данный факт обращали внимание представителей Администрации Кардымовского района Смоленской области и заместителя Губернатора Смоленской области, однако, за два года ситуация кардинально не изменилась. По-прежнему свалка дымит, хотя открытого горения нет, но тление присутствует.
В сентябре 2021 года руководителем Управления принято решение провести экспертизу на указанной свалке, замерить загрязняющие вещества, которые выделяются в результате горения и тления отходов. Зафиксировано, что вредные вещества выделяются, они являются загрязняющими, хотя превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ не имеется. Полностью локализовать очаги тления без проведения рекультивации не получится, но минимизировать негативное воздействие возможно, постоянно контролируя возгорание свалки и само тление, организовав дежурство пожарной машины, проливая водой хотя бы один раз в неделю очаговые участки, перекрывая тем самым доступ кислорода. Вредные вещества, которые выделяются в результате тления свалки, очень канцерогенны и токсичны, несут вред не только окружающей среде, но и здоровью человека (т. 2, л.д. 36-38).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции также подтвержден факт продолжающего систематического тления твердых бытовых отходов.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что продолжается нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также угроза санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, с созданием в Российской Федерации как социальном государстве благоприятных, в том числе с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; статья 7, часть 1; статья 58 Конституции Российской Федерации) связано и осуществление - на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, - надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также по вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов - притом что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.
Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
На основании изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1, 2, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию МО «Кардымовский район» Смоленской области обязанности по устранению допущенных нарушений.
Судебная коллегия принимает во внимание, что свалка ТКО является объектом, подверженным разрастанию, а также возгоранию.
Следовательно, отсутствие должных мер по недопущению образования возгорания и тления отходов Администрацией только усугубит сложившуюся экологическую ситуацию на территории Кардымовского сельского поселения.
В этой связи судебная коллегия считает недопустимым утверждение Администрации в жалобе об устранении имеющихся нарушений на стадии реализации проекта рекультивации поврежденных земель, учитыва░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 30 ░░ 28 ░░░░░░░ 2015 ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ 28 ░░░░░░ 2016 ░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2022░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░.