Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при секретаре Усовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному иску Жуковой С. Н. к администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта ИЖС,
у с т а н о в и л:
Административный истец Жукова С. Н. обратилась в суд с указанным административным иском и просила суд:
Признать незаконным уведомление администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>
Обязать административного ответчика администрацию Богородского городского округа <адрес> устранить допущенное нарушение прав административного истца Жуковой С. Н. путем повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании своих исковых требований истец ссылается на то, что административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 1233 кв. м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в администрацию Богородского городского округа <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Богородского городского округа <адрес> принято уведомление № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с указанием, что:
- земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки Богородского городского округа <адрес> расположен в защитной зоне объекта культурного наследия «Памятник градостроительства и архитектуры <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. вт. пол.ХIХ в.». В соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «Об объектах культурного наследия» запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров;
- земельный участок в соответствии с Генеральным планом Богородского городского округа <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии со ст. 5 САнПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03» Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в санитарной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индвидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с видом разрешенного использования. В данном случае Административному истцу принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, в котором отсутствуют сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах защитной объекта культурного наследия и санитарно-защитной зоны (раздел 2).
Также отсутствуют сведения, необходимые для заполнения раздела 4.1 (раздел 1 особые отметки), в котором указывается содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости, для земельного участка указываются сведения об обременениях, установленных на часть земельного участка или на весь земельный участок (пункт 84 Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде").
Аналогичные данные в отношении спорного земельного участка содержатся в выписке из ЕГРН, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с актуальными сведениями, действующими и на период принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Единый государственный реестр недвижимости, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Уведомление администрации Богородского городского округа о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, требования которого подлежат удовлетворению с возложением обязанности на административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца путем повторного рассмотрения уведомления.
Административный истец Жукова С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена, обеспечила явку представителя Хныкиной С.Ю., которая доводы иска поддержала в полном объеме, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Богородского городского округа <адрес> – Романова Н.А. иск не признала, привела доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях, просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица ГУ Культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явился, извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
По правилам ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и ст.218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Из системного токования вышеперечисленных норм следует, что заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жукова С.Н. обратилась в администрацию Богородского городского округа с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома (1 этаж), общая площадь застройки 100 кв.м., па принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, находящимся по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения поданных документов администрация Богородского городского округа, Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее Уведомление о несоответствии планируемого строительства) от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке в связи с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, т.к. земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия и в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов (ст.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74.
Административный истец оспаривает законность и обоснованность данного уведомления.
В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Согласно ч.7 ст.51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с подп.2 п.10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ с 04.08.2018 в Земельный Кодекс РФ введена глава XIX "Зоны с особыми условиями использования территории".
В соответствии с ч.2 ст.104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно п.1 ст. 105 ЗК РФ в число зон с особыми условиями использования территории включена защитная зона объекта культурного наследия.
На основании ч.1 ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливливаются в соответствии с ч.З ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно п.18 ст. 105 ЗК РФ в число зон с особыми условиями использования территории включена санитарно-защитная зона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч.8 ст.26 Федерального Закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
На основании ч.9 ст.26 вышеуказанного закона в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Согласно ч.10 ст.26 вышеуказанного закона зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № утвержден «Список памятников истории и культуры местного значения, находящихся на территории <адрес>», в который включен объект культурного наследия " <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. вт.пол.ХIХв." (л.д.68).
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливливаются в соответствии с ч.3ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Границы санитарно-защитной зоны указаны в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) Богородского городского округа, утвержденными Решением Совета депутатов Богородского городского округа от 29.09.2020 №401, являющихся обязательными для исполнения в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (л.д.48).
Границы санитарно-защитной зоны указаны и в Генеральном плане Богородского городского округа, утвержденными Решением Совета депутатов Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, являющихся обязательными для исполнения в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (л.д.46).
По результатам проверки поданных истцом документов ответчиком, в том числе установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Богородского городского округа, утвержденными Решением Совета депутатов Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в защитной зоне объекта культурного наследия " <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ вт.пол.ХIХв.", в границах которой запрещается строительство объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, Уведомление Администрации Богородского городского округа о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № полностью соответствует требованиям законодательства, а потому административный иск Жуковой С. Н. к администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта ИЖС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Жуковой С. Н. к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта ИЖС - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: