№2-508/2021
№58RS0018-01-2021-000624-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при секретаре Саулиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сильновой Т.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о включении в специальный стаж периодов работы и установлении специального стажа,
У С Т А Н О В И Л:
Сильнова Т.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 12 октября 2020 года №200000062463/068-402653/20 в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности ей было отказано по причине недостаточного специального стажа.
Как указано в исковом заявлении, периоды работы с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года, с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности врача-офтальмолога глазного травмпункта МУЗ «Городская больница №3» засчитаны в специальный стаж работы в календарном исчислении, поскольку травмпункт не является отделением хирургического профиля. С указанным решением комиссии она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Сильнова Т.В. с учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в МУЗ «Городская больница №3» в должности врача – офтальмолога экстренной помощи оперблока с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года, с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за каждый год работы; определить наличие 30 лет специального стажа лечебной деятельности на 11 марта 2020 года; признать право на досрочное пенсионное обеспечение, обязать ответчика назначить страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 24 августа 2020 года.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 19 мая 2021 года производство по гражданскому делу по иску Сильновой Т.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о включении в специальный стаж периодов работы, установлении специального стажа и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии прекращено в части требования о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии в связи с отказом истца от иска в данной части.
Истец Сильнова Т.В. и ее представитель по доверенности Долманова М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области по доверенности Екатеринушкина И.С. с иском Сильновой Т.В. не согласилась по основаниям, изложенным в решении от 12 октября 2020 года №200000062463/068-402653/20.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника» по доверенности Фролов Д.В. в судебном заседании исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 24 августа 2020 года Сильнова Т.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 12 октября 2020 года №200000062463/068-402653/20 Сильновой Т.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ (л.д.8-9).
Указанным решением периоды работы истицы с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года, с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности врача-офтальмолога дежуранта травмпункта были засчитаны в календарном исчислении.
Ответчик пришел к выводу, что специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составил 29 лет 6 месяцев 22 дня.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсиюза выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществляющие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В соответствии с подп. «в» п. 3 постановления №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Согласно постановлению от 6 сентября 1991 года № 464 льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы как 1 год и 6 мес. было предусмотрено для врачей-хирургов всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Постановлением от 22 сентября 1999 года №1066 предусмотрено льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы как 1 год и 6 мес. для оперирующих врачей-специалистов всех наименований отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с постановлением от 29 октября 2002 года № 781 льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы как 1 год и 6 мес. предусмотрено для оперирующих врачей-специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе офтальмологическом.
Обращаясь с данным иском в суд, Сильнова Т.В. считает, что период ее работы с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года, с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года, как и следующие за этим периоды ее работы в городской больнице №3 г.Пензы, должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении (1:1.6).
В ходе судебного разбирательства Сильнова Т.В. поясняла, что на протяжении всей ее трудовой деятельности в указанном медицинском учреждении (с 1 сентября 1999 года по 15 апреля 2005 года) она работала в должности врача-офтальмолога экстренной помощи операционного блока стационара, проводила операции на глаза, как больным стационара, так и экстренно поступившим больным.
Как следует из решения УПФР в г. Пензе Пензенской области от 12 октября 2020 года №200000062463/068-402653/20, включая спорный период работы Сильновой Т.В. в специальный стаж в календарном исчислении, ответчик исходил из приказа №57-к от 24 августа 1999 года, на основании которого внесена запись и в трудовую книжку истицы.
Действительно, согласно приказу №57-к от 24 августа 1999 года Сильнова (Широлапова) Т.В. принята на должность врача-офтальмолога – дежуранта в глазной травмпункт (л.д.55 т.1).
Аналогичная запись со ссылкой на данный приказ внесена и в трудовую книжку истицы за №10 (л.д.14).
Вместе с тем впоследствии работодателем внесены изменения в трудовую книжку истицы, запись №10 признана недействительной, внесена запись №12, согласно которой Сильнова Т.В. с 1 сентября 1999 года принята на должность врача-офтальмолога экстренной помощи стационара.
Обоснованность приведения в соответствие наименования должности и отделения подтверждается имеющимися в деле документами.
Так, в соответствии с приказом по Городской больнице №3 от 6 декабря 1990 года №98 операционно-перевязочный блок и пункт по оказанию скорой и неотложной помощи при острых заболеваниях и травмах глаз объединены в одно структурное отделение (л.д.19).
Из штатных расписаний Городской больницы №3 за 1999-2002 гг. следует, что в состав стационара входит оперблок, 3 офтальмологических отделения, 2 терапевтических отделения со своими штатами врачей (л.д.118-166 т.1). Травмпункт как самостоятельное структурное подразделение не выделен. Должность врача-офтальмолога экстренной помощи предусмотрена только в операционном блоке стационара, должность врача-офтальмолога – дежуранта в штатных расписаниях отсутствует.
Выдавая Сильновой Т.В. уточняющую особый характер работ или условий труда справку №48 от 2 октября 2020 года, ГБУЗ «Городская поликлиника» подтверждает работу Сильновой Т.В. с 1 сентября 1999 года по 15 апреля 2005 года в должности врача офтальмолога экстренной помощи стационара и операционного блока стационара.
В подаваемых в 2004 и 2005 годах в Управление здравоохранения г. Пензы списках специалистов с высшим образованием Горбольницы №2, №3, №5 Сильнова Т.В. значится как врач-офтальмолог экстренной помощи оперблока с 1999 года (л.д.102-105 т.2).
Согласно представленным суду представителем ГБУЗ «Городская поликлиника» данным программы по вводу анкетных данных и индивидуальных сведений о стаже и заработке и формированию выходных файлов, представляемых в ПФР для системы персонифицированного учета, периоды работы 1999-2002 Сильновой (Широлаповой) Т.В. указаны с кодом льготы ХИРУРГД (л.д.217-224).
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу о том, что в период с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года и с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года Сильнова Т.В. работала в должности врача-офтальмолога экстренной помощи операционного блока, относящегося к отделению хирургического профиля, работа в котором в соответствии как с действующим в настоящее время законодательством, так и действующим в спорный период работы, подлежит зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Вопреки доводу стороны ответчика, у суда отсутствуют основания подвергать сомнению запись о внесении изменений в трудовую книжку истицы, сделанную работодателем, в отсутствие соответствующего приказа.
Следует отметить, что при отсутствии подобного приказа и кода льготы пенсионный орган счел возможным включить следующий за спорным период работы (с 2003 года) Сильновой Т.В. в том же учреждении в льготном исчислении (1:1,6).
Требование Сильновой Т.В. об установлении необходимого (30 летнего) стажа, что с учетом положений ч.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ, дает право на назначение пенсии через определенное время, подлежит удовлетворению.
С учетом включения периодов работы с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года и с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года в льготном исчислении, специальный стаж медицинской деятельности Сильновой Т.В. по состоянию на 11 марта 2020 года составляет 30 лет 0 месяцев 1 день (л.д.24-28).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сильновой Т.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о включении в специальный стаж периодов работы и установлении специального стажа удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области включить в специальный стаж Сильновой Т.В. в льготном исчислении (1:1,6) периоды работы в должности врача-офтальмолога экстренной помощи стационара Городской больницы №3 с 1 сентября 1999 года по 5 сентября 2000 года и с 5 ноября 2001 года по 31 декабря 2002 года.
Установить специальный стаж медицинской деятельности Сильновой Т.В. по состоянию на 11 марта 2020 года – 30 лет 0 месяцев 1 день.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года.
Судья И.Б. Егорова