Дело № 12-74/2021
УИД 50MS0266-01-2020-002415-51
Мировой судья Черкасова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чехов Московской области 26 мая 2021 года
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Василевича В.Л.,
при секретаре Евтеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «АльфаСтрахование» на заочное решение мирового судьи судебного участка 266 судебного участка Чеховского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению АО «АльфаСтрахование» к Зимину А. В. о возмещении ущерба, причиненного ДТП в порядке регресса,
УСТАНОВИЛ:
АО «АльфаСтрахование» обратилось в суд к Зимину А. В. с исковыми требованиями о возмещении суммы ущерба, причиненного в результате ДТП, в размере 9044 руб. в порядке регресса.
Решением мирового судьи судебного участка 266 судебного участка Чеховского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением АО «АльфаСтрахование» подало апелляционную жалобу, в которой просило решение мирового судьи отменить и удовлетворить иск по тем основаниям, что внесенные изменения 01.05.2019 в ФЗ «Об ОСАГО» №40-ФЗ от 25.04.2002 о признании утратившим силу с 01.05.2019 п.п. Ж п.1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, так как в рассматриваемом случае не момент ДТП гражданская ответственность ответчика была застрахована по полису ОСАГО №, который был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу изменений от 01.05.2019
Стороны в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела.
Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон и, проверив материалы дела в соответствии статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, оснований для отмены постановленного мировым судьей решения не нашел.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ по вине водителя Зимина А.В. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю <данные изъяты> принадлежащему на праве собственности ФИО1., были причинены механические повреждения.
Дорожно-транспортное происшествие было оформлено водителями в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Гражданская ответственность водителя автомобиля <данные изъяты> на момент ДТП была застрахована в САО «ВСК», ответственность причините вреда - в АО «АльфаСтрахование».
САО «ВСК» произвело выплату потерпевшему ФИО1 в размере 9044 рубля, а ДД.ММ.ГГГГ АО «АльфаСтрахование» возместило САО «ВСК» страховое возмещение в размере 9044 руб.
ДД.ММ.ГГГГ АО «АльфаСтрахование» обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исковые требования АО «АльфаСтрахование» основаны на положениях подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которым к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Доказательств направления Зимина А.В. бланка заявления страховщику о наступлении страхового случая в деле не представлено.
Но принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сделал вывод о необоснованности требований, заявленных к ответчику, ввиду того, что положения пункта "ж" части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ не подлежат применению с 1 мая 2019 года, а выплата страхового возмещения страховщиком осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, соглашается с данными выводами мирового судьи об отсутствии оснований для удовлетворения регрессного требования и отклоняет доводы апелляционной жалобы, в силу следующего
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Таким образом, положения Закона "Об ОСАГО" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 40-ФЗ о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
Статьей 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона "Об ОСАГО", действующим на момент дорожно-транспортного происшествия, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков (часть 5 статьи 14.1 Закона об ОСАГО).
На основании указанной нормы истец возместил ущерб, что подтверждается платежным поручением.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей до 1 мая 2019 года) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
По смыслу приведенной нормы, действовавшей до 1 мая 2019 года, возникновение права обратного требования (регресс) определено моментом осуществления страхового возмещения, но не датой дорожно-транспортного происшествия либо заключения договора ОСАГО.
Данная позиция отражена в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2020 N 88-17986/2020.
Абзц. 3 п. п. "а" п. 10 ст. 2 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу.
При этом пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ установлено, что пункт 8, абзац 3 подпункта "а", подпункт "б" пункта 10, подпункт "б" пункта 11 статьи 2, статьи 4, 5 и 6 названного Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования, то есть с 1 мая 2019 года (даты опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, по выплатам, произведенным страховщиком после 1 мая 2019 года, действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода права регрессного требования на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, поскольку положения Федерального закона от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ предусматривающие утрату законной силы подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, не содержат прямого указания на применение данной нормы к отношениям, возникшим до введения в действие закона ее исключающего.
Аналогичная позиция отражена в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88-16746/2020.
Как видно из материалов дела, выплата страхового возмещения была осуществлена после 1 мая 2019 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что обращаясь в суд с настоящим иском, после утраты юридической силы нормы права, предусматривающей возникновение у страховой компании причинителя вреда, права регрессного требования к лицу, причинившему вред по основаниям, изложенным в подпункте "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, ПАО СК "Росгосстрах" ссылалось на положения, не действующего закона, тогда как действующим законодательством не была предусмотрена обязанность ответчика направлять в адрес истца бланк извещения о ДТП.
На основании изложенного суд констатирует правильность выводов мирового судьи об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований АО «АльфаСтрахование»и как следствие правомерность вывода суда об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы при изложенных обстоятельствах не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного решения суда.
Таким образом, руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка 266 судебного участка Чеховского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению АО «АльфаСтрахование» к Зимину А. В. о возмещении ущерба, причиненного ДТП в порядке регресса -оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО «АльфаСтрахование» - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий подпись В.Л. Василевич
Копия верна: