УИД № адм. дело № 2а-1235/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Фалилеевой М.Н., при секретаре Чиняевой Л.М.,
при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зуева Т.Д. к МКУ "Иволгинское районное Управление Образования" о признании незаконными действий, выразившихся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении, обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Зуева Т.Д., обращаясь в суд в интересах ее несовершеннолетнего сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. г.р.., просит признать незаконным действие МКУ «Иволгинское районное управление образования», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении Зуева А.Т., обязании обеспечить его местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1, поставлен на очередь для предоставления места в МБДОУ детский сад вс. Сотниково с 02.10.2019г. На обращение об устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение в МКУ «Иволгинское районное управление образования» был получен ответ о невозможности предоставлении места со ссылкой на порядок учета детей и комплектации квот в детские дошкольные учреждения. Ответчик не предоставил исчерпывающую информацию о принятых мерах с момента постановки в очередь до настоящего времени, о создании достаточных мест в муниципальных дошкольных учреждениях с учетом того, что ребенок на протяжении долгого времени дожидается места в ДОУ. Не предоставление ФИО1, места в дошкольном образовательном учреждении нарушает его право на образование, закрепленное в Конституции РФ. Полагает, что органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду.
Административный истец Зуева Т.Д. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МКУ «Иволгинское районное управление образования» Дылыкова Т.Д. в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила письменный отзыв, изложенные в нем доводы поддержала в полном объеме.
Суд выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.ст. 7, 43 Конституции РФ, установлено право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Положением ст. 5 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств; гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как следует из материалов дела, ребенок административного истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, поставлен в очередь для получения места в МБДОУ детский сад вс. Сотниково 02.10.2019г. До настоящего времени место в указанном дошкольном учреждении не предоставлено.
Довод административного истца о том, что органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка истца местом в детском саду, суд находит убедительным и заслуживающим внимания, поскольку до настоящего времени ребенок административного истца не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении.
Заявление представителя административного ответчика о том, что администрацией МО «Иволгинский район» совместно с МКУ «Иволгинское РУО» и органами государственной власти Республика Бурятия предпринимаются меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием и снижению очередности в ДОУ суд принимает во внимание, но при этом, учитывая вышеизложенное, полагает, что предпринятые меры являются не достаточными.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
Обсудив доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у ФИО1, имелись все основания для получения места для ребенка в детском саду, а именно: достижение ребенком необходимого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган.
В связи с этим, у МКУ «Иволгинское районное управление образования» имеется обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе, принять меры для решения вопроса об его устройстве в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Не предоставление места для ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком своих полномочий, возложенных на него законом, о нарушении конституционного права ребенка на дошкольное образование.
Довод административного ответчика об очередном (первоочередном, внеочередном) порядке предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии в них свободных мест, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей, осуществлением органом местного самоуправления мероприятий по расширению муниципальной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не исключают возможности удовлетворения заявленных Зуевой Т.Д. требований, с учетом установления судом нарушения права несовершеннолетнего ФИО6 на получение гарантированного государством общедоступного дошкольного образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. Суд считает необходимым обязать административного ответчика обеспечить местом несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. года рождения, в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Требования территориальной доступности образовательных учреждений обусловлены интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Зуева Т.Д. к МКУ "Иволгинское районное Управление Образования" о признании незаконными действий, выразившихся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным действие МКУ «Иволгинское районное управление образования», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать МКУ «Иволгинское районное управление образования» обеспечить местом несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
В окончательной форме решение суда принято 17.12.2020 г.
Судья: П/П М.Н. Фалилеева
Копия верна:
Судья: М.Н. Фалилеева
Подлинник решения хранится в материалах административного гражданского дела № 2а-1235/2020, в Иволгинском районном суде Республики Бурятия.