Судья Н.А. Яшина
Дело № 33-5286/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 9 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.,
судей Гаджиева Б.Г. и Галимовой Р.С.,
при секретаре Ибрагимовой Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале апелляционную жалобу Муртазалиева И.А. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 августа 2017 года, которым постановлено:»В удовлетворении исковых требований Муртазалиева И. А. к Министерству транспорта, энергетики и связи и ГАУ РД «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> за период с ноября 2010г. по июль 2017г. включительно в размере 98417 (девяносто восемь тысяч четыреста семнадцать) руб. 81 коп. – отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение Муртазалиева И.А., просившего решение суда отменить и удовлетворить заявленные им исковые требования, объяснение представителя Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ РД «МФЦ РД» по доверенности Адухова Ш.О., просившего решение суда оставить без изменения судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Муртазалиев И.А. обратился в суд с иском к Министерству транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ РД «МФЦ в РД» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> по состоянию на 19.07.2017г. включительно в размере 98417,81 руб. В обоснование своих требований он указал, что является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>. В нарушение норм действующего законодательства ответчики не производят перечислений по предоставленным субсидиям, несмотря на полную оплату им потребленных коммунальных услуг. Просит взыскать с ответчиков сумму образовавшейся задолженности.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Муртазалиев И.А. просит отменить решение суда первой инстанции по мотиву его незаконности и необоснованности, и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. Вывод суда о том, что в случае удовлетворения его исковых требований будут ущемлены права лиц, не обратившихся в суд получателей субсидий, является неправильным и не соответствующим закону. Суд первой инстанции не учел, что право на получение субсидий предоставлено гражданам ч.ч.3,8 ст. 159 ЖК РФ, а ч.4 той же статьи установлено, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса, а у ответчика задолженность перед ним образовалась за период с ноября 2010г. по июль 2017г.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно справке-расчету задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной филиалом ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» по г.Каспийску от 19.07.2017г. в отношении Муртазалиева И.А., проживающего по адресу: <адрес> имеется задолженность по субсидиям на 19.07.2017г., размер которой составляет 98417,81 руб. Вышеуказанная справка подтверждает право истца на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Выплата субсидий гражданам является бюджетным обязательством Правительства Республики Дагестан, а администрация городского округа «<адрес>» в силу действующего на тот момент законодательства была уполномочена Правительством на принятие решений по начислению и выплате субсидий из средств, перечисляемых Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В настоящее время Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий и при этом, согласно п.1 ст..2 Закона Республики Дагестан за № 3 от 8 февраля 2016 года, обязало органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законом порядке перечислить в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансферов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Следовательно, в данном случае речь идет обо всех денежных средствах, как полученных муниципальными образованиями, так и недополученных средствах, которые и явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. На момент рассмотрения дела в суде межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу вышеуказанного закона администрациям муниципальных образований, поэтому задолженности по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Исходя из смысла действующего законодательства, выплаты субсидий являются обязательством субъекта Российской федерации в лице высшего исполнительного органа, в данном случае Правительства Республики Дагестан, которое обязано отвечать перед гражданами своей республики, а через какой уполномоченный орган будут выполняться эти обязательства. Правительство решает само. На момент рассмотрения спора в суде таким уполномоченным органом Правительство Республики Дагестан определило Министерство транспорта, энергетики и связи РД. Более того, Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 2 июня 2016 года за № 159 «О ликвидации государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Республиканский Центр субсидий» которым постановлено: «1. Ликвидировать государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий".2. Установить, что: правопреемником государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр субсидий", в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан».
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны быть выплачены Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Признавая право истца на получение субсидий, предоставленное ч.ч..З, 8 ст. 159 ЖК РФ, суд принял при этом во внимание ст. 17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п. 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения решения суда составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании задолженности по оплате субсидий. Министерство транспорта, энергетики и связи РД обязано произвести выплату в течение пяти дней. С учетом данных требований закона лица, обратившиеся в суд за защитой нарушенного права, составляют первую очередь кредиторов, которую должник обязан удовлетворить, а все остальные получатели субсидий, не обратившиеся в суд, - вторую, в связи, с чем нарушаются однородные права неограниченного круга лиц - получателей субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ. Удовлетворение исковых требований Муртазалиева И.А. приведет к ущемлению прав и интересов, социальной несправедливости в отношении других получателей субсидий, нарушению прав, не обратившихся в суд получателей субсидий, перед которыми обязательства по выплате субсидий также не исполнены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказать Муртазалиеву И.А. во взыскании в судебном порядке задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с Министерства транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ РД «МФЦ в РД». Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на законе. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муртазалиева И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: