Дело № 2-2892/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года город Нижнекамск
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Ш. Хафизовой, при секретаре Н.Ф. Руш, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети к М.И. Буранковой о признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки,
по встречному исковому заявлению М.И. Буранковой к открытому акционерному обществу «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети о признании бездействия незаконным, обязании установить постоянные и предупредительные знаки, произвести за свой счет вынос опоры, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец открытое акционерное общество «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети (далее по тексту ОАО «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети) обратилось в суд с иском к М.И. Буранковой о признании самовольной постройкой и обязании осуществить снос самовольной постройки – металлического сарая, бани, забора из металла и досок, а также вырубить еловые насаждения в охранной зоне ВЛ-220 кВ Нижнекамская-Кутлу Букаш в пролете опор №983а-984, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что на территории Нижнекамского района в охранной зоне ВЛ-220 КВ Нижнекамская-Кутлу Букаш, находящейся в собственности истца, в пролете опор №983а-984, на земельном участке, принадлежащем ответчику, без согласия истца возведены строения – металлический сарай, баня, забор из металла и досок, а также посажены деревья. Воздушная линия ВЛ-220 кВ ЗайГРЭС-НкГЭС была построена в 1982 году. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 27 декабря 2007 года №134-1. От указанных линий электропередачи снабжаются электроэнергией социально значимые объекты Республики Татарстан. Нахождение объектов в охранной зоне ВЛ может нарушить безопасную работу ВЛ, привести к возникновению короткого замыкания, вследствие чего может пострадать оборудование истца, потребителей электроэнергии, могут возникнуть очаги пожаров. На долгий срок останется без электроэнергии население городов и прилегающих к ним населенных пунктов. Истец считает, что поскольку спорные объекты возведены с нарушением Постановления Правительства №160 от 24 февраля 2009 года, без получения необходимых согласований, данные строения являются самовольной постройкой и в соответствии с п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат сносу осуществившим её лицом.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 03 августа 2018 года производство по делу в части требований о признании самовольно возведенной постройкой и осуществлении сноса забора из металла и досок, обязании вырубить еловые насаждения, прекращено ввиду отказа от исковых требований в этой части.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 03 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан».
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 08 августа 2018 года принят встречный М.И. Буранковой к открытому акционерному обществу «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети о признании бездействия незаконным, обязании установить постоянные и предупредительные знаки, произвести за свой счет вынос опоры, о взыскании судебных расходов.
В обоснование встречных исковых требований указано, что М.И. Буранкова приобрела земельный участок до утверждения границ охранных зон воздушных линий электропередач. Право собственности на земельный участок, на котором расположены спорные объекты, а именно сарай и баня, зарегистрировано 15 апреля 2004 года, жилой дом и спорные объекты построены и введены в эксплуатацию в 2008 году. Поскольку охранная зона была зарегистрирована после приобретения М.И. Буранковой земельного участка и регистрации права собственности на землю и возведения жилого дома, бани и сарая, в связи с чем обязанности у истицы по согласованию строительства не возникло. В соответствии с п. 2.5.216 главы 2.5 раздела 2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 20 мая 2003 года №187 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок», расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений для ВЛ 220 кВ должны быть не менее 6м. Расстояние от крайних проводов линии электрических сетей до спорных объектов составляет 5-6 м, и не несет никакой угрозы жизни и здоровью граждан, сохранение бани и сарая, которые не являются жилыми, а по своей природе являются вспомогательными, не нарушает чьи-либо права. Кроме того, ответчик не исполнил предусмотренные Сводом правил электроустановок требования к информационным знакам и их установке. На опорах ВЛ в районе д. Малые Ерыклы в частности на опорах №983а, 984, информационные знаки отсутствуют, что является нарушением указанных правил электроустановок. Опора №983а была установлена недавно, о чем свидетельствует как нумерация этой опоры, так и сведения из ЕГРН, согласно которым земельный участок 16:30:020802:199 для размещения объектов для обеспечения электроснабжения поставлен на кадастровый учет 02 декабря 2016 года, тогда как остальные земельные участки, отведенные для размещения опор, находящиеся вдоль линии охранной зоны поставлены на кадастровый учет в 2006 году. Установка опоры №983а существенно нарушила права истицы, поскольку была установлена практически на границе между двумя участками, что произвело смещение высоковольтной линии к спорным объектам, и как следствие смещение охранной зоны.
Представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному исковому заявлению ОАО «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети в судебное заседание не явился, ходатайствовал в письменном виде о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, в удовлетворении встречного иска просит отказать. Кроме того, представил в суд ответ на запрос суда по ходатайству представителя М.И. Буранковой по доверенности Д.М. Исаева о предоставлении технической и правоустанавливающей документации на опору №983а, в котором указал, что постановлением руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 года №134-1 были утверждены охранные зоны линий электропередач ВЛ-220 кВ Нижнекамская – Кутлу Букаш, построенной в 1982 году. Отдельные объекты, входящие в указанный электросетевой комплекс отдельной регистрации и оформлению не подлежат, техническим документом на указанную опору является техническая документация электросетевого комплекса от 18 января 2002 года. С целью укрепления линии электропередач производственного комплекса подстанции Нижнекамская, в 2012-2014 годах были установлены промежуточные опоры. Установленная опора охранные зоны воздушных линий электропередач не меняла, и была установлена для укрепления действующей линии. Ответчик по первоначальному иску и истица по встречному исковому заявлению М.И. Буранкова в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, причины неявки суду не известны.
Суд в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Разрешая первоначальные исковые требования, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В соответствии с пунктами 10 и 12 вышеуказанных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее, чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение двух дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
При получении письменного решения о согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений одновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случае если разработка такой документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с таким заявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируется построить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках и объемах работ по строительству, реконструкции и ремонту. Требовать от лиц, заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, иные документы и сведения не допускается.
Исходя из Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ №160, охранные зоны устанавливаются:
а) вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при напряжении 1-20 кВ - 10 м (5- для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов); 110 кВ – 20 метров, 150 кВ, 220 кВ – 25 метров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, воздушная линия ВЛ-220 кВ ЗайГРЭС-НкГЭС была построена в 1982 году (л.д. 20-28).
Сведения о зонах с особыми условиями использования территории внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 года №134-1(л.д. 29-30).
На момент постройки и ввода в эксплуатацию вышеуказанной ВЛ-220 кВ действовали Правила охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.1953 №2866, согласно п.4., 4 которых для сохранности и нормального содержания воздушных линий электропередачи устанавливаются:
а) охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по ненаселенным местностям, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии:
для линий напряжением до 220 киловольт - 25 метров.
Оставление зданий и сооружений под проводами воздушных линий электропередачи напряжением свыше 2 киловольт, за исключением несгораемых сооружений, запрещается.
Пунктом 7 данных Правил введен запрет на строительство всякого рода сооружений в пределах указанных в п. 4 охранных зон без письменного разрешения эксплуатирующей организации.
Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 №255 были утверждены Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт.
Согласно пункту 4 Правил 1984 года охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 25 метров (для линий напряжением 220 киловольт).
В силу пункта 11 Правил 1984 года, в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, помимо прочего, производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
В ходе осмотра объектов электросетевого хозяйства было установлено, что в охранной зоне воздушной линии (ВЛ) 220 кВ Нижнекамская – Букаш пролет опор №983а-984, возведены сарай, баня, забор из металла и досок, имеются еловые насаждения (л.д. 12).
Из представленной в материалы дела Управлением Росреестра по РТ выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся в д... Татарстан принадлежит на праве собственности ответчику М.И. Буранковой (л.д.52-54).
На данном земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, в охранной зоне ВЛ-220 кВ Нижнекамская-Кутлу Букаш пролет опор №983а-984, М.И. Буранковой возведены хозяйственные постройки: металлический сарай и баня, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком и её представителем в ходе судебного разбирательства.
Факт нахождения указанных строений в охранной зоне подтверждается также письменным уведомлением истца о принятии мер по выносу (сносу) объекта недвижимости от 26 апреля 2018 года №217-49/1478 (л.д. 33), актом проверки от 24 апреля 2018 года №3 (л.д. 12) с применением фотофиксации, схемой (л.д. 13).
Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, в т.ч. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что возведенные строения (спорные хозяйственные постройки), расположены в охранной зоне линии электропередачи. Их установка была осуществлена без получения согласия ОАО «Сетевая компания», в собственности и эксплуатации которого находится ВЛ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
При указанных обстоятельствах, поскольку хозяйственные постройки, расположенные на земельном участке в охранной зоне воздушной линии ВЛ-220 кВ Нижнекамская-Кутлу Букаш, в пролете опор №983а-984, возведены с нарушением правил размещения строений в охранной зоне, запрещающих строительство зданий и сооружений в охранной зоне без получения письменного согласия предприятия, в ведении которого находятся электрические сети, нахождение данных хозяйственных построек в охранной зоне нарушает права и охраняемые законом интересы истца как организации, эксплуатирующей высоковольтную линию электропередач ВЛ-220 кВ, создает угрозу жизни и здоровью граждан, может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде возникновения аварийной ситуации и причинение ущерба здоровья и имуществу граждан, находящихся в охранной зоне, в связи с чем, являются самовольными строениями.
Ответчиком М.И. Буранковой надлежащих доказательств, подтверждающих возведение хозяйственных построек с соблюдением установленных охранных зон ВЛ, а также обращение заинтересованного лица за получением разрешения не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ОАО «Сетевая компания» требований.
Разрешая встречные исковые требования, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
В силу положений ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как указывалось выше, М.И. Буранкова просила признать незаконным бездействие ОАО "Сетевая компания", которое выразилось в не оформлении ответчиком частного сервитута; об обязании установить постоянные и предупредительные знаки на опорах линии электропередач об охранных зонах; также М.И. Буранкова просила обязать ОАО "Сетевая компания" произвести за свой счет вынос опоры №983а влево относительно строений, расположенных на участке истца, так чтобы высоковольтная линия не пересекала земельный участок истицы.
Вместе с тем само по себе бездействие ОАО "Сетевая компания", которое выразилось в не установлении частного сервитута и неисполнении обязанности по установке предупредительных знаков об охранных зонах, не повлечет за собой отказа в удовлетворении иска ОАО "Сетевая компания". Суд отмечает, что в силу положений ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Вместе с тем иск ОАО "Сетевая компания" не связан с необходимостью установления сервитута и основан на доводе о строительстве в охранной зоне без согласия истца.
Довод представителя истицы Д.М. Исаева о том, что охранная зона была зарегистрирована после приобретения М.И. Буранковой земельного участка и регистрации права собственности, а также после возведения спорных объектов, основанием для отказа в первоначальном иске служить не может. Положение о том, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, было введено лишь вышеуказанными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160; ранее действовавшими Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года N255, такого положения не предусматривалось. При этом из материалов дела следует, что воздушная линия электропередач Нижнекамская – Кутлу Букаш была введена в эксплуатацию в 1982 году.
Согласно п. 2.5.23. Приказа Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5") на опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки:
порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь;
информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности - 500 м, допускается более редкая установка знаков;
расцветка фаз - на ВЛ 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ;
предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности;
плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
Допускается совмещать на одном знаке всю информацию, устанавливаемую требованиями настоящего параграфа.
Плакаты и знаки должны устанавливаться сбоку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.
На ВЛ 110 кВ и выше, обслуживание которых будет осуществляться с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета. При этом для ВЛ 500 - 750 кВ знаки должны быть эмалированными размером 400 x 500 мм.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Во встречном исковом заявлении представитель М.И. Буранковой по доверенности Д.М. Исаев указывает на то, что ОАО «Сетевая компания» не исполнило предусмотренные Сводом правил электроустановок требования к информационным знакам и их установке на опорах №983а, 984 в д. Малые Ерыклы Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Однако, в нарушение положений ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, суду не представил.
Также суд не может принять довод представителя М.И. Буранковой по доверенности Д.М. Исаева о пропуске истцом по первоначальному иску срока исковой давности, поскольку к правоотношениям сторон применимы положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
При таких обстоятельствах, встречные исковые требования в части признания незаконным бездействие ОАО "Сетевая компания", которое выразилось в не оформлении ответчиком частного сервитута, обязании установить постоянные и предупредительные знаки на опорах линии электропередач об охранных зонах, удовлетворению не подлежат.
Разрешая встречные исковые требования об обязании произвести вынос опоры №983а влево относительно строений, находящихся на земельном участке, принадлежащем истице, суд, установив, что данная ВЛ-220 кВ была возведена в 1982 году в соответствии с действующими на тот период времени нормами и правилами, а также исходя из того, что при приобретении в 2004 году земельного участка в собственность истицей, достоверно было известно об обременении части этого имущества охранной зоной ЛЭП, приходит к выводу о том, что прохождение воздушной ЛЭП по части земельного участка, принадлежащего на праве собственности истице, не может быть признано неправомерным, поэтому по смыслу статьи 304 Гражданского кодекса РФ истица не вправе требовать устранения данного ограничения, установленного в силу закона до приобретения ею права собственности на земельный участок.
Поскольку на момент строительства ЛЭП земельный участок находился в собственности государства, то согласование строительства указанных электрических сетей не требовалось, так как "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N255, допускали возведение линий электропередачи на земельных участках, принадлежащих государству, без их изъятия у землепользователей.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Земельного кодекса РФ, вступившего в действие с 30.10.2001, землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
В соответствии с пунктом 6 указанных "Правил" границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N160 "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.09.2009 N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется. Сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что воздушная линия электропередачи ВЛ-220кВ Нижнекамская-Кутлу Букаш возведена в 1982 году, что не требовало согласования с пользователями данного участка, а также принимая во внимание, что истица приобрела право собственности на данный земельный участок в 2004 году уже с существующим обременением в виде охранной зоны ЛЭП, доводы истицы о нарушении ответчиком ее прав и охраняемых законом интересов следует признать необоснованными.
Поскольку при строительстве в 1982 году воздушной линии электропередачи по части земельного участка с кадастровым номером 16:30:020802:16 права истицы нарушены не были, встречные исковые требования в части обязания ответчика произвести за свой счет вынос опоры также не подлежат удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с М.И. Буранковой в пользу ОАО «Сетевая компания» следует взыскать понесенные по делу судебные расходы в виде оплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 12 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление открытого акционерного общества «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети к М.И. Буранковой о признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки, удовлетворить.
Признать самовольной постройкой хозяйственные постройки – металлический сарай и баню, возведенные на земельном участке в охранной зоне ВЛ-220 кВ Нижнекамская-Кутлу Букаш в пролете опор №983а-984.
Возложить на М.И. Буранкову обязанность осуществить за свой счет снос хозяйственных построек – металлического сарая и бани, расположенных в охранной зоне ВЛ-220 кВ Нижнекамская – Кутлу Букаш в пролете опор №983а-984, на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ....
Взыскать с М.И. Буранковой в пользу открытого акционерного общества «Сетевая компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей.
Встречное исковое заявление М.И. Буранковой к открытому акционерному обществу «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети о признании бездействия незаконным, обязании установить постоянные и предупредительные знаки, произвести за свой счет вынос опоры, о взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Р.Ш. Хафизова