Решение по делу № 2а-606/2019 от 28.02.2019

Дело № 2а-606/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года                                                                                                          г. Канаш                                                                                                       

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи                              Софроновой С.В.,

при секретаре                     Алексеевой Л.А.,

с участием прокурора                                                 Калачян К.Ю.,

представителя ответчика                                            Прохоровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики, главе администрации города Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения,

у с т а н о в и л:

И.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики обратился в Канашский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки учета особо охраняемых природных территорий местного значения выявлены нарушения в деятельности администрации г. Канаш Чувашской Республики. Проверкой установлено, что постановлением главы администрации <адрес> Республики от 25.03.2005 г. № 298 «О развитии сети особо охраняемых территорий г. Канаш Чувашской Республики» (с учетом изменений, внесенных постановлением от 17.08.2005 г. № 921) образована особо охраняемая природная территория местного значения - «Канашский городской парк культуры и отдыха». Вместе с тем, администрацией города г.Канаш Чувашской Республики не исполнены требования федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемой природной территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. По результатам проверки в адрес главы администрации г. Канаш Чувашской Республики 23 марта 2018 года внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако указанные в представлении нарушения не устранены. До настоящего времени установление границ особо охраняемой природной территории администрацией г. Канаш Чувашской Республики в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, сведения об особо охраняемой природной территории местного значения - «Канашский городской парк культуры и отдыха» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Выявленные в деятельности администрации г. Канаш Чувашской Республики нарушения федерального законодательства не обеспечивают защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Исходя из положения преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, соответственно бездействие администрации г. Канаш Чувашской Республики нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Отсутствие обозначенных границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Канаш Чувашской Республики и обязать администрацию г. Канаш Чувашской Республики в 6-ти месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Канашский городской парк культуры и отдыха».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве соответчика привлечен также глава администрации города Канаш Чувашской Республики.

Представитель административного истца - помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской РеспубликиКалачян К.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г. Канаш - Прохорова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствиис п. 28 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138, режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. В настоящее время администрацией г.Канаш разрабатывается такое положение об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Канашский городской парк культуры и отдыха». После утверждения данного Положения документы будут направлены в орган регистрации прав. Указала, что в течение 6 месяцев будут выполнены все работы, и документы будут направлены в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике».

Административный ответчик - глава администрации города Канаш, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица - Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на административное исковое заявление просил рассмотреть дело без участия представителя филиала, указав, что филиал вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения в реестр границ в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В силу п.п. 1-3 ст. 95 Земельного КодексаРоссийской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно п. 1, п. 6 ст. 56 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Согласно п.6 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в числе дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.

В соответствии с ч.1 ст. 10 указанного Федерального закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны; 8) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положения об особо охраняемой природной территории или о внесении изменений в них;9) перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты; 10) срок, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, или указание, что зона с особыми условиями использования территории установлена бессрочно; 11) сведения о том, что объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию (в случае, если такая зона установлена или изменена в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с частью 18.1 данной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

В силу части 20 данной статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Судом установлено, что старшим помощником Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики 23 марта 2018 года была проведена проверка учета особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Чувашской Республики

В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации г. Канаш Чувашской Республики от 25.03.2005 г. № 298 «О развитии сети особо охраняемых территорий г. Канаш Чувашской Республики» (с учетом изменений, внесенных постановлением от 17.08.2005 г. № 921) образована особо охраняемая природная территория местного значения - «Канашский городской парк культуры и отдыха».

Вместе с тем, администрацией города г. Канаш Чувашской Республики не исполнены требования федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемой природной территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 12, 13-14).

По результатам проверки Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором Чувашской Республики в адрес главы администрации г. Канаш Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. 15-18).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Чувашской Республики, администрация г. Канаш Чувашской Республики сообщила, что в настоящее время необходимые материалы для изготовления текстового и графического местоположения особо охраняемой природной территории «Канашский городской парк культуры и отдыха» переданы в ООО «БТИ Канашского района». После получения материалов от ООО «БТИ Канашского района» будет проведена работа по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 19).

При этом письмом от ДД.ММ.ГГГГфилиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике сообщил об отсутствии в реестре границ сведений об особо охраняемой природной территории местного значения - «Канашский городской парк культуры и отдыха». Документы на внесение данной территории для внесения информации о ней в реестр границ не поступали. По сведениям единого государственного реестра недвижимости в границах указанного объекта имеются сведения только о земельном участке (кадастровый ) (л.д. 32).

Таким образом, судом установлено, что законные требования административного истца о направлении в органы государственного кадастрового учета документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории административным ответчиком не исполнены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании бездействия администрации города Канашв части непринятия мер по направлению в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Канашский городской парк культуры и отдыха»незаконным и полагает необходимым возложить на администрацию исполнить данную обязанность.

Поскольку в соответствии с ч.3 ст.36 Устава города Канаш Чувашской Республики глава администрации города Канаш входит в структуру администрации города КанашЧувашской Республики, возложенная на администрацию города Канаш Чувашской Республики обязанность в равной степени относится и на него.

С учетом обстоятельств дела, суд считает, что предложенный прокурором срок для исполнения указанной в иске обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Канаш Чувашской Республики, главы администрации города Канаш Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по направлению в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Канашский городской парк культуры и отдыха», незаконным.

Возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики, главу администрации города Канаш Чувашской Республики обязанность направить в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения «Канашский городской парк культуры и отдыха» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2019 года.

Судья                                                                                           С.В. Софронова

2а-606/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Глава администрации г. Канаш ЧР
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике"
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
20.03.2020Дело передано в архив
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее