Дело № 2а-336/2018
Решение
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Агарковой И.П.,
при секретаре Долдо А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области к Аридову Сергею Игоревичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (далее Межрайонная ИФНС № 19 России по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Аридову С.И. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование заявленных требований, что административному ответчику начислен за 2015 год транспортный налог как собственнику транспортного средства марки «Toyota Avensis», государственный регистрационный номер <№> в размере 3675 рублей, и налог на имущество за 2014-2015 годы, начисленный за жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г.Саратов, <адрес>, в размере 1580 рублей. В установленный законом срок административный истец направил налогоплательщику налоговые уведомления о необходимости оплаты транспортного налога и налога на имущество. Вместе с тем, данные уведомления административным ответчиком не были исполнены в установленный срок. В связи с неисполнением требований, содержащихся в налоговых уведомлениях, в установленный срок административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 75 рублей 95 копеек и пени по налогу на имущество за 2014-2015 годы в размере 32 рубля 20 копеек.
В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога и пени № 48624 от 21.11.2015 года, № 1651 от 02.02.2017 года, предложено добровольно уплатить задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество. Задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество административным ответчиком не была погашена.
Административный истец в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника задолженности по налогам и пени за 2014-2015 года. После вынесения мировым судьей судебного приказа от должника поступили возражения, в связи с чем, он был отменен на основании определения от 20.06.2017 года.
На основании изложенного, административный истец вынужден обратиться в суд, и просит взыскать с Аридова С.И. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3675 рублей, пени по транспортному налогу в размере 75 рублей 95 копеек, задолженность по налогу на имущество за 2014-2015 годы в размере 1580 рублей, пени по налогу на имущество в размере 32 рубля 20 копеек, в всего 5363 рубля 15 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 19 России по Саратовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителем административного истца заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС № 19 России по Саратовской области.
В судебное заседание ответчик Аридов С.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представлены возражения административного ответчика на административный иск, согласно которым Аридов С.И. просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС № 19 России по Саратовской области о взыскании обязательных платежей и санкций по причине пропуска срока исковой давности административным истцом.
Суд в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч. 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (ч. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Исходя из сведений, предоставленных РЭО ГИБДД Управления МВД России по городу Саратову Аридов С.И. является собственником транспортного средства марки «Toyota Avensis», государственный регистрационный номер <№> с 12.03.2015 года. Кроме того, в его собственности с 04.08.2011 года находится жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: г.Саратов, <адрес>. что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 15.12.2017 года.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В п.п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Саратовской области Законом Саратовской области от 25.11.2002 года «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» введен транспортный налог.
В силу п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Как следует из материалов дела, Аридову С.И. за 2014-2015 года начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 1580 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 75 рублей 95 копеек, а также за 10 месяцев 2015 года транспортный налог в сумме 3675 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 32 рубля 20 копеек.
В установленный законом срок административный истец направил налогоплательщику налоговые уведомления № 656552 от 28.04.2015 года и № 118423828 от 29.07.2016 года о необходимости оплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Вместе с тем, обязанность по оплате транспортного налога и налога на имущество административным ответчиком не была исполнена в установленный срок, что не было оспорено административным ответчиком в судебном заседании.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Административным истцом Аридову С.И. было направлены требования об уплате налога и пени № 48624 от 21.11.2015 года и № 1651 от 02.02.2017 года, однако в установленные в требованиях сроки административный ответчик задолженность по налогам и пени не погасил.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по правилам п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и аналогичной по продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 479-О-О).
Как видно из требования № 1651 от 02.02.2017 года, срок довольного исполнения которого был установлен административному ответчику до 28.03.2017 года, по состоянию на 02.02.2017 года за Аридовым С.И. числилась задолженность по налогам и пени в общей сумме 5474 рубля 12 копеек, таким образом, общая сумма задолженности превысила 3000 рублей, в связи с начислением транспортного налога за 2015 год в сумме 3675 рублей.
13.06.2017 года, то есть в течение шести месяцев со дня, когда указанная выше сумма превысила 3 000 рублей, административный истец подал мировому судье заявление о выдаче судебного приказа. 16.06.2017 года мировым судьей судебного участка № 7 Заводского района г. Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, вместе с тем, в связи с поступлением возражений от Аридова С.И., определением мирового судьи от 20.06.2017 года указанный судебный приказ был отменен. Административное исковое заявление поступило в Заводской районный суд г. Саратова 06.12.2017 года.
Таким образом, в данном случае административным ответчиком соблюдены сроки подачи административного искового заявления в суд, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, доводы административного ответчика о пропуске указанных сроков являются необоснованными.
На основании изложенного, принимая во внимание, что задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц Аридовым С.И. в установленные законом сроки не была оплачена, суд в соответствии с правилами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации удовлетворяет требования налогового органа о взыскании пени за нарушение сроков платежа согласно расчету, представленному административным истцом.
Налоговые органы, как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Размер задолженности по налогам и пени рассчитан правильно, административным ответчиком не оспорен.
Доказательств, которые свидетельствовали об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за спорный период, а также пени в суммах имеющейся задолженности, в суд не представлено.
Учитывая, что на момент вынесения решения судом, административный ответчик не исполнил обязанность по оплате задолженности в полном объеме суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований.
Поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд в защиту государственных интересов, то в силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации она подлежит взысканию с административного ответчика на основании п. 1 ч. 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области к Аридову Сергею Игоревичу о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Аридова Сергея Игоревича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3675 рублей, пени по транспортному налогу в размере 75 рублей 95 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 годы в размере 1580 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 32 рубля 20 копеек, а всего взыскать в общей сумме 5363 рубля 15 копеек.
Взыскать с Аридова Сергея Игоревича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2018 года.
Судья И.П. Агаркова