Дело №12-557/2024
(в суде первой инстанции №5-74/2024)
РЕШЕНИЕ
08 мая 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., при секретаре Баженовой В.Р., с участием защитника Балаша Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации г.Перми Балаша Р.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г.Перми от 14.02.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении администрации г.Перми,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г.Перми от 14.02.2024 г. администрация г.Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Защитник администрации г.Перми Балаш Р.М. обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, в случае установления виновности администрации г.Перми - заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, указав, что требования СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», нарушение которых вменяется администрации г.Перми подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования (п. 4.1 Свода правил). В настоящее время, а также при вынесении постановления, отсутствовали планы и текущие работы по реконструкции и капитальному ремонту территорий общего пользования по ул. 1905 года. Таким образом, указанный Свод правил не мог быть применён при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В постановлении мирового судьи данному факту оценка не дана. В постановлении мирового судьи указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и встроены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Тогда как объекты социальной инфраструктуры, расположенные возле указанной лестницы, проектировались и были построены до введения в действие данной нормы закона. Также полагает, что принадлежность администрации земельных участков, на которых выявлены нарушения Свода правил, не установлена, так как фактически лестница, расположенная на ул. 1905 года, примыкает к находящимся там офисным зданиям и обеспечивает доступ к ним.
Администрация г.Перми извещена надлежащим образом.
Защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения защитника, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми совместно с Автономной некоммерческой организацией «Ресурсно-информационный центр «Доступная среда» по обращению КВД проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних детей в Российской Федерации в части доступности населения на пешеходных путях движения по ул. <Адрес>.
Установлено, что рядом с тротуаром по <Адрес> находятся судебные участки № 3, 4, 6, 7, 8 Мотовилихинского судебного района города Перми, а также танцевальный кружок для несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ на предмет доступности пешеходных путей выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации:
Пешеходные пути движения:
Пешеходные дорожки, тротуары имеют перепады высот; бордюры не оборудованы съездами; поверхность местами неровная и препятствует движению; пути движения имеют продольный уклон от 112 промилле до 137 промилле, поперечный уклон от 71 промилле до 78 промилле, что не соответствует п. 5.1.3, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.11 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Лестницы внешние (вдоль <Адрес>):
Высота подступенка от 0,8 м. до 0,14 м., ступени имеют неровности, что не соответствует п. 5.1.12, 6.1.2, 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Для лестниц высоту ступеней следует принимать от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней; ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью.
- Поручни лестниц не заходят за линию марша, поручни оборудованы с одной стороны лестницы, поручни имеют травмоопасное завершение, что не соответствует п. 5.1.13, 6.1.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». С двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.; края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
- Лестницы не продублированы пандусами; оборудованы аппарели, что не соответствует п. 6.1.2, п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
- На проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют контрастные противоскользящие полосы; перед лестницей отсутствуют предупреждающие тактильные полосы, что не соответствует п. 5.1.10, 6.2.8 СП
59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.), что не соответствует ГОСТ Р 52875.
3. Лестница внешняя (ведет к прилегающей территории Мотовилихинского районного суда):
- Высота подступенка от 0,1 м. до 0,2 м., ширина лестницы 1,06 м., ступени имеют неровности: нарушение в части п. 5.1.12,6.1.2, 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Для лестниц высоту ступеней следует принимать от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней; Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью.
- Поручни лестницы не заходят за линию марша, высота поручней от 1 м. до 1,05 м.: нарушение в части п. 5.1.13, 6.1.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
- Лестница не продублирована пандусом: нарушения в части п. 6.1.2, п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м;
- На проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют контрастные противоскользящие полосы; перед лестницей отсутствуют предупреждающие тактильные полосы: нарушение в п. 5.1.10, 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Таким образом, в нарушение требований СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», доступность населения на пешеходных путях движения по ул. <Адрес> не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, что нарушает права указанных групп населения на полноценное и беспрепятственное пользование указанным объектом транспортной инфраструктуры.
Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ст. 15).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в утвержденный Правительством РФ перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого регламента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985, утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Так, во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработан свод правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее - Свод Правил).
В соответствии с требованиями п. п. 5.1.3, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.12, 5.1.14, 6.1.2, 6.2.8 Свода правил, система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).
В сложившейся застройке, при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и пр.), когда невозможно передвижение МГН по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения МГН протяженностью между объектами притяжения не более 300 м и с доступными для этих лиц условиями движения (п. 5.1.3).
В местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями. Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки - на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода. Искусственные неровности выполняют согласно ГОСТ Р 52605 по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей частью (п. 5.1.5).
Ширину прохожей части пешеходного пути для МГН следует принимать не менее 2 м. Высота свободного пространства над прохожей частью должна составлять не менее 2,1 м. В стесненных условиях допускается принимать ширину прохожей части пешеходного пути не менее 1,2 м, при этом не реже чем через каждые 25 м длины такого пешеходного пути в зоне прямой видимости необходимо предусматривать для разъезда инвалидов на креслах-колясках "карманы" длиной по направлению пешеходного пути не менее 2,5 м при общей с прохожей частью ширине не менее 2,0 м. (п. 5.1.7).
В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными согласно 5.4. (п. 5.1.8).
Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Взамен тактильных контрастных указателей для обозначения стволов деревьев, расположенных на прохожей части пешеходного пути, допускается применять приствольные решетки с учетом требований к ячейкам по 5.1.18. (п. 5.1.10).
Покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.
Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается (п. 5.1.11).
Ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20%о. Не следует применять на путях движения МГН ступени без подступенков. В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, должно быть 3-12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка (п. 5.1.12).
С двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261 (и. 5.1.13).
У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:
- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м;
- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более (п. 5.1.14).
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (и. 6.1.2).
При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.
Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).
На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни.
В размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м (п. 6.2.8).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми совместно со специалистом АНО «Ресурсно-информационный центр «Доступная среда» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности населения на пешеходных путях движения по ул. 1905 <Адрес>, что явилось основанием для вынесения заместителем прокурора Мотовилихинского района г. Перми постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации города Перми.
Вина администрации города Перми в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается совокупностью исследованных доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; обращением КВД от ДД.ММ.ГГГГ; ответом Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ; требованием о выделении специалиста от ДД.ММ.ГГГГ; перечнем выявленных нарушений по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения пешеходных путей движения в г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленным АНО «Ресурсно-информационный центр «Доступная среда»; выпиской из публичной кадастровой карты земельного участка №, находящегося в собственности публично-правовых образований, а также иными материалами дела об административном правонарушении.
Данным доказательствам мировым судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние администрации г.Перми мировым судьей правильно квалифицировано по ст. 9.13 КоАП РФ, как уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Доводы жалобы о невозможности применения СП 59.13330.2020 не могут быть признаны состоятельными.
Так, согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования названного документа подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Таким образом, вопреки позиции защитника действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН.
Доводы защитника о том, что объекты социальной инфраструктуры, расположенные возле лестницы, не приспособленной для нужд инвалидов и МГН, были спроектированы и построены до введения в действие ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» основанием для отмены обжалуемого постановления не являются.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Ссылка защитника на то обстоятельство, что принадлежность администрации г.Перми земельных участков, на которых выявлены нарушения Свода правил, не установлена, отклоняется судьей как несостоятельная, выпиской из публичной кадастровой карты, имеющейся в материалах дела, подтверждается, что земельный участок № находится в собственности публично-правовых образований.
Каких-либо нарушений норм административного законодательства и процессуальных прав администрации г.Перми влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела мировым судьей допущено не было.
При назначении наказания мировым судьей учтены характер совершенного административного правонарушения, данные о финансовом положении юридического лица, наказание назначено в минимальных пределах санкции статьи. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г.Перми от 14.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении администрации г.Перми оставить без изменения, жалобу защитника администрации г.Перми Балаша Р.М. – без удовлетворения.
Судья - И.П.Рожкова