Решение по делу № 2а-9640/2019 от 31.10.2019

Дело № 2а-9640/2019

86RS0004-01-2019-015984-79


Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 05 декабря 2019 года


Сургутский городской суд в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при помощнике судьи Каиржанове К.А., с участием помощника прокурора города Сургута Ширяевой И.П., представителя административного истца Сульженко Е.В., представителя административного ответчика Кудрявцевой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» к Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании не действующими пункты 2.1 2.3 Приложения к постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута»,

установил:


ООО «Элемент-Трейд» (далее – административный истец, Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором указало, что Постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута согласно приложения к постановлению (далее-Постановление). Постановление в изначальной редакции опубликовано в газете Сургутские ведомости () ДД.ММ.ГГГГ (стр.11). Постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, опубликовано в газете Сургутские ведомости ) ДД.ММ.ГГГГ ().

Согласно пункту 2.1 Приложения к Постановлению определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута для категории потребителей услуги «Продовольственный магазин» составляет 3,08 м3/год, 317,240 кг/год исходя из 1 кв.м. торговой площади.

Согласно пункту 2.3 Приложения к Постановлению норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута для категории потребителей услуги «Супермаркет (универмаг) составляет 3,08 м3/год, 462 кг/год исходя из 1 кв.м. торговой площади.

Считает указанные положения нормативного правового акта незаконными, как нарушающие права и законные интересы административного истца. В постановлении установление нормативов не соответствует данным, содержащимся в Территориальной схеме Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также требованиям Правил установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.042016 года № 269. Объем и масса твердых коммунальных отходов не соответствуют фактическим, что повлекло завышение размера предоставляемой коммунальной услуги и как следствие суммы оплаты коммунальной услуги.

Просит признать пункты 2.1 2.3 Приложения к Постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ недействующими в части «Продовольственный магазин 1 кв.м. торговой площади. 3.08. 317,240», «Супермаркет (универмаг) 1 кв.м. торговой площади. 3.08. 462.», также пункты Приложения к Постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута» в первоначальной редакции в части «Продовольственный магазин 1 кв.м. торговой площади. 3.08.», «Супермаркет (универмаг) 1 кв.м. торговой площади. 3.08.»,

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов ответчиком не выполнены требования Правил установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269, предусматривающие установления массы и объема накопления твердых коммунальных отходов по каждой категории объектов.

Представитель административного ответчика Администрации города Сургута возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая об отсутствии нарушений норм действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы административного дела, ФИО1 приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).


В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 2 Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления городских округов и поселений наделяются отдельными государственными полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.10.2017 № 38-п 162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Администрация города Сургута на основании правовых актов Правительства Российской Федерации, Устава города Сургута, законов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, правовых актов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пределах своей компетенции самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности муниципального образования и подведомственных служб.

Таким образом, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов является полномочиями администрации города Сургута.

В рамках представленных полномочий постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута.

Таким образом, действующий оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – Администрацией города Сургута в пределах его компетенции, опубликован в установленном законном порядке, по форме соответствует требованию действующего законодательства.
Согласно положениям статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Проверяя содержание пунктов 2.1 и 2.3 приложения к Постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута на соответствие требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6).

В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов (пункт 7). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8).

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11). Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).

Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с которыми рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь (пункт 9). В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов (пункт 11). Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера (пункт 12).

Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных положений действующего законодательства, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов по природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды (НОУ ИПК «Прикладная экология») подготовил отчет по работе по определению норм накопления отходов потребления для населения и объектов общественного назначения города Сургута от 2008 года.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в соответствии с Приказом Министерства

строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», Приказом Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.10.2017 № 38-п 162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены расчетные единицы и категории объектов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

На основании представленного отчета, Постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута в отношении объектов общественного назначения: административные здания, учреждения, конторы, предприятия торговли, медицинские учреждения, предприятия транспортной инфраструктуры, дошкольные и учебные заведения, культурно-развлекательные, спортивные учреждения, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, предприятия иных отраслей промышленности, зон массового отдыха и других объектов благоустройства; домовладений, расположенных в городе Сургуте.

Согласно приложения к Приказу расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй зоны деятельности регионального оператора, включающей в том числе город Сургут 2.1 «Продовольственный магазин» составляет 3,08 м3/год, 317,240 кг/год исходя из 1 кв.м. торговой площади; п.2.3 для категории потребителей услуги «Супермаркет (универмаг) составляет 3,08 м3/год, 462 кг/год исходя из 1 кв.м. торговой площади.

Однако, исходя из пояснений представителя административного ответчика, а также представленных материалов, замеры по административному округу города Сургута не проводились, ответчиком учитывались сведения на основании единственного Отчета по определению норм накопления отходов потребления для населения и объектов общественного назначения города Сургута от 2008 года, при том как население города Сургута с каждым годом изменилось в сторону увеличения.

Таким образом ответчиком нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», согласно которым – определение норматива накопления должно производиться посредством осуществления замеров на протяжении всего года, чего ответчиком сделано не было. Установленные нормативы дублировались из года в год.

Довод представителя административного ответчика о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр, носят рекомендательный характер, в связи с чем могли не применяться при определении нормативов, суд находит необоснованными, поскольку исходя из преамбулы оспариваемого постановления, оно вынесено с учетом вышеуказанных Методических рекомендаций.

При этом суд учитывает, что Методические рекомендации утверждены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, иных методов определения нормативов твердых коммунальных отходов не имеется.

Приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута, утвержденных постановлением Администрации города Сургута от 18.06.2018 № 4538 (с изменениями от 20.12.2018 № 9944) Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, в связи с чем, пункты 2.1 2.3 Приложения к Постановлению Администрации города Сургута от 18.06.2018 № 4538 в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута подлежит признанию недействующим, как не соответствующее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется на территории города Сургута со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку постановление Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ до вынесения решения суда применялось, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения в части пунктов 2.1 2.3 Приложения к Постановлению подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,


решил:

административное исковое заявление ООО «Элемент-Трейд» удовлетворить.
Признать пункты 2.1 2.3 Приложения к Постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ недействующими в части «Продовольственный магазин 1 кв.м. торговой площади. 3.08. 317,240», «Супермаркет (универмаг) 1 кв.м. торговой площади. 3.08. 462.», также пункты Приложения к Постановлению Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута» в первоначальной редакции недействующими в части «Продовольственный магазин 1 кв.м. торговой площади. 3.08.», «Супермаркет (универмаг) 1 кв.м. торговой площади. 3.08.», в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сургута недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сургутские ведомости».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА 05.12.2019 года

Подлинный документ находится в деле № 2а-9640/2019

86RS0004-01-2019-015984-79

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Помощник судьи _____________ К.А. Каиржанов

2а-9640/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Элемент-Трейд ООО
Ответчики
Администрация г. Сургута
Другие
Югра-Экология АО
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Шерстобитов Олег Викторович
Дело на странице суда
surggor.hmao.sudrf.ru
04.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Подготовка дела (собеседование)
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019Дело оформлено
05.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее