Решение по делу № 33-1149/2023 от 19.01.2023

Дело № 33-1149/2023 (№ 2-5272/2022)

УИД 27RS0004-01-2022-006334-94

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Телиной С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 марта 2023 года                          город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Верхотуровой И.В.,

судей Новицкой Т.В., Клименко Е.Г.,

при секретаре Шишкине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств,

по апелляционному представлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 24 октября 2022 года,

заслушав доклад судьи Новицкой Т.В., пояснения прокурора Максименко Е.Г., представителя ответчика КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» Олейниковой О.В., представителя министерства социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшовой В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что между ФИО1 и КГБУ Хабаровский ПНИ заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № 92 от 1 декабря 2021 года, согласно которого размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода ФИО1

Между тем, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. Так, за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года удержано 8 270 рублей 40 копеек, в 2020 году удержано 16 995 рублей 65 копеек, в 2021 году удержано 17 802 рублей 27 копеек, в период с января по март 2022 года удержана сумма 11 175 рублей 90 копеек, итого общая сумма необоснованных удержаний составила 54 244 рублей 22 копейки.

С учетом того, что отношения между ФИО1 и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31 декабря 2014 года, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием. Таким образом, общая сумма незаконно удержанных средств с ФИО1 за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года составила 54 244 рубля 22 копейки.

Просит суд возложить на КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии и взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года денежные средства в сумме 54 244 рубля 22 копейки, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 24 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Постановлено обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии до 30 ноября 2021 года. Взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 30 ноября 2021 года денежные средства в сумме 41 579 рублей, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Индустриального района г.Хабаровска просит отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение. Полагает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, судом дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела. Повторяя доводы искового заявления, указывает, что ФИО1 проживает в КГБУ Хабаровский ПНИ, которым ему предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. В силу законодательного запрета, установленного ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, устанавливаемый ФИО1 после 31 декабря 2014 года. размер платы за предоставление социальных услуг не мог превышать размер платы, установленный по состоянию на 31 декабря 2014 года. Заключение ответчиком с ФИО1 договора № 92 от 1 декабря 2021 года длящихся между ними правоотношений по смыслу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ не прерывали. Полагает, что доводы о возможности установления размера платы согласно новому правовому регулированию в связи с введением новых услуг, увеличением объема, периодичности предоставляемых услуг не основаны на законе, т.к. противоречат ч.2 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ. Условие договора № 92 от 1 декабря 2021 года о взимании платы в части превышения 75 процентов пенсии применительно к нормам ГК РФ является недействительным, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

В возражениях на апелляционное представление ответчик КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.

В возражениях на апелляционное представление третье лицо министерство социальной защиты Хабаровского края считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционное представление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Прокурор Максименко Е.В. в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в апелляционном представлении.

В судебном заседании представитель ответчика КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» Олейникова О.В. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Кудряшова В.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном порядке, ходатайства об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступали.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом II группы, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1 декабря 2021 года между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и ФИО1 был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Полная стоимость услуг составляет 48 055 рублей 07 копеек. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.

С ФИО1 в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты: за период с июля 2019 по декабрь 2019 с в размере 8 270 рублей 40 копеек, в 2020 году 16 995 рублей 65 копеек, в 2021 году 17 802 рублей 27 копеек, в за период январь март 2022 года 11 175 рублей 90 копеек, итого общая сумма составила 54 244 рублей 22 копеек.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, руководствовуясь положениями Федерального закона от 02.08.1995г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (утратил силу с 01.01.2015г.), Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 17.04.2002г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075, установил, что отношения между ФИО1 и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» являются длящимися и возникли до 31 декабря 2014 года, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 года, при этом после заключения договора № 92 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 1 декабря 2021 года, с учетом увеличения объема услуг, между сторонами изменились отношения, длящийся период закончился, в связи с чем, изменились условия оплаты за оказанные услуги, и пришел к выводу, что ответчик с 1 декабря 2021 года имеет право взимать с ФИО1 плату за оказанные услуги не более 75 % среднедушевого дохода.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу что, ответчиком незаконно удерживались денежные средства за период с 1 июля 2019 года по 30 ноября 2021 года.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований прокурора в интересах ФИО1, наличии у ответчика законных оснований для удержания за социальное обслуживание ФИО1 75 процентов из начисляемой ему ежемесячной денежной выплаты с 1 декабря 2021 года, отказе во взыскании удержанных денежных средств за часть заявленного периода (с 1 декабря 2021 года по 31 марта 2022 года), согласиться не может, поскольку они основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям. Доводы апелляционного представления судебная коллегия полагает обоснованными.

С 01 января 2015 года отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулируются положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятие «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 3, 4 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).

Согласно ч. 3, 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в ч. 1 и 3 ст. 31 настоящего Федерального закона. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, п. 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода. Так, в соответствии с подп. "ж" п. 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.

При этом, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Согласно представленному КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» списку получателей социальных услуг проживающих в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» от 4 апреля 2022 года ФИО1 является получателем социальных услуг с 29 декабря 1999 года.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2014 года между ФИО1 и КГБУ Хабаровский ПНИ отношения по предоставлению социальных услуг регулировались действовавшими до 1 января 2015 года положениями Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", согласно абзацу второму п. 1 которого размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

В силу вышеуказанных положений Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавшее до 01 января 2015г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 01.01.2015г. – с даты введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, согласно установленному ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ переходному регулированию - в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014г.

В силу этого законодательного предписания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан, в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01.01.2015г.) указано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте РФ размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года. Аналогичные разъяснения указываются в п. 19 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020), а также эта правовая позиция неоднократно указывалась Верховным Судом РФ при рассмотрении гражданских дел по подобным спорам (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.04.2022 N 78-КГ22-2-К3).

Таким образом, в силу указанной нормы и акта по толкованию ее применения, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг для лиц, получавших их до 1 января 2015 года, не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Приведенные нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в стационарной форме, в том числе переходные положения, предусмотренные ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, судом первой инстанции применены неправильно. Толкование судом первой инстанции содержания ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ с учетом примененного в ней условия «соответствующих услуг» и основанный на нем вывод суда первой инстанции о возможности увеличения общего размера платы за социальное обслуживание за счет увеличения объема предоставляемых социальных услуг, возможности взимания с даты заключения нового договора от 1 декабря 2021 года платы за новые социальные услуги, которые до 1 января 2015 года ФИО1 не оказывались, с превышением установленного ранее предела платы (в т.ч. за счет части выплачиваемой ЕДВ), как и соответствующие доводы возражений ответчика, третьего лица на апелляционное представление, не основаны на законе, так как противоречат ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, предусматривающей запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарное форме до 01.01.2015г., размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31.12.2014г., - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг. По смыслу переходных положений ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ установленные ими ограничения в отношении стоимости применяются к соответствующим социальным услугам, т.е. к предоставлявшейся на 31.12.2014г. гражданину социальной услуге в целом (социальное обслуживание в стационарной форме), а не к составляющим ее конкретным материально-бытовым, социально-медицинским, санитарно-гигиеническим, правовым и иным услугам.

ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2014 года являлся получателем социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания ответчиком КГБУ Хабаровский ПНИ, право на получение данных услуг у него возникло до указанной даты. До 31 декабря 2014 года установленный размер ежемесячной платы за предоставляемые социальные услуги согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" ограничивался пределом 75% установленной получателю услуг пенсии.

Соответственно, в силу указанного законодательного запрета, установленного ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, устанавливаемый ФИО1 после 31 декабря 2014 года размер платы за предоставление социальных услуг не мог превышать размер платы, установленный по состоянию на 31 декабря 2014 года. Заключение ответчиком с ФИО1 договора № 92 от 1 декабря 2021 года, добавление за счет индивидуальной программы дополнительных услуг, длящихся между ними правоотношений по смыслу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ не прерывали.

Прокурор, обращаясь в интересах ФИО1 с иском, указывая о незаконности установления в заключенном ответчиком с ФИО1 договоре № 92 от 1 декабря 2021 года условия о предельном размере платы и взыскании удержанной в нарушение требований закона платы за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года, фактически заявлял о недействительности названных условий договора и применении последствий недействительности части сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (абзац первый п. 1 ст. 167 ГК РФ). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ определено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

Из изложенных положений ГК РФ следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (в т.ч. нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке в силу подп. 1 ст. 1103 ГК РФ подлежат применению правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ ("Обязательства вследствие неосновательного обогащения"), если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

С учетом изложенного, установление в заключенном с ФИО1 договоре № 92 от 1 декабря 2021 года условий о взимании с него платы в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц, включая в расчет этой платы помимо пенсии сумму начисляемой ФИО1 ежемесячной денежной выплаты, нарушает законодательное регулирование, установленное требованиями ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, соответственно применительно к приведенным нормам ГК РФ это условие договора является недействительным, в связи с чем с учетом положений ст. 12 ГК РФ имеются правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на ответчика обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75% пенсии, а также для взыскания с ответчика удержанной за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года из средств выплачиваемых ФИО1 ежемесячной денежной выплаты суммы 54 244 рублей 22 копеек, которая подлежит возврату на открытый ФИО1 банковский счет. Таким образом, заявленные прокурором в интересах ФИО1 исковые требования являлись обоснованными и подлежали удовлетворению в полном объеме, у суда первой инстанции оснований для их частичного удовлетворения не имелось.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора и частичного взыскания удержанных денежных средств не может быть признано законным, в связи с чем согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду неверного применения норм материального права подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 24 октября 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств – отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах ФИО1 удовлетворить.

Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» (ИНН ) в пользу ФИО1 (паспорт ) на открытый ему в Филиале Дальневосточный ПАО Банк «ФК Открытие» счет удержанные в качестве платы за предоставляемые социальные услуги за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года денежные средства в размере 54 244 рублей 22 копеек.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий                        

Судьи                                    

33-1149/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Емельянова Сергея Васильевича
Емельянов Сергей Васильевич
Ответчики
КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат"
Другие
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
19.01.2023Передача дела судье
01.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023Передано в экспедицию
01.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее