Дело № 2-1202/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Евтюшкина И.А., при секретаре судебного заседания Рунтове С.И., с участием прокурора Михиной Д.А., материального истца ФИО1, представителя ответчика ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора <адрес> к ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» в интересах ФИО1 о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата,
установил:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» (далее - ОГБУЗ КОД) в интересах ФИО1 о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата «Ксалкори капс. 250 мг» («Кризотиниб»), в размере 260 155,50 рублей. Требования мотивированы тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, в ходе которой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, состоя на учете в ОГБУЗ КОД с диагнозом «Рак верхней доли левого лёгкого», не был обеспечен лекарственными препаратами в соответствии с клиническими рекомендациями и ввиду тяжелого состояния был вынужден приобрести необходимые препараты за свой счёт. Установлено, что <дата> ФИО1 по решению врачебной комиссии направлялся в «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени ФИО3» (далее - НМИЦ онкологии им. ФИО3). Для лечения ФИО1 специалистами НМИЦ онкологии им. ФИО3 <дата> рекомендовано начать прием препарата «Кризотиниб 250 мг» 2 раза в сутки длительно с контролем в НМИЦ онкологии им. ФИО3 каждые 2 месяца. Данная рекомендация нашла подтверждение на междисциплинарной врачебной комиссии ОГБУЗ КОД (протокол № от <дата>), по результатам которой ФИО1, <дата> года рождения, также показан план лечения препаратом «Кризотиниб по 250 мг» 2 р/сут. С целью получения лекарственного препарата «Кризотиниб» согласно рекомендации от <дата> НМИЦ онкологии им. ФИО3 ФИО1 обратился в ОГБУЗ КОД, однако, со его слов, в предоставлении лекарства было отказано с предложением отложить данный вопрос на две недели. Онкологом ОГБУЗ КОД <дата>, <дата> проведен прием ФИО1, а также врачебная комиссия, по итогам которой <дата> заполнена заявка на закупку препарата «Кризотиниб 250 мг» №. Контракт на поставку лекарственного препарата «Кризотиниб» для ОГБУЗ КОД заключен <дата>. Согласно информации, предоставленной ОГБУЗ КОД от <дата> №, в конкретном случае (больного ФИО1), лечение положено без отлагательств. В связи с тяжестью состояния, неопределенностью сроков ожидания препарата и необходимостью безотлагательного начала курса таргетной терапии лекарством «Кризотиниб» ФИО1 <дата> приобрел требуемый лекарственный препарат за счет личных средств. Стоимость одной упаковки «Ксалкори капс. 250 мг» («Кризотиниб») составила 260 150,50 руб., что является значительной суммой для ФИО1 <дата> ФИО1 на руки выдана одна упаковка препарата «Кризотиниб 250 мг» (на один месяц), закупленного ранее для пациента с идентичным молекулярно-генетическим диагнозом рака легкого, умершего в конце декабря 2018 года. Таким образом, несмотря на рекомендации врачей, ФИО1 на протяжении более одного месяца (с <дата> по <дата>) не обеспечивался жизненно необходимым лекарственным препаратом. В соответствии с п. 4.10 Устава ОГБУЗ КОД, утвержденного приказом Департамента здравоохранения <адрес> от <дата> №, учреждение осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Учитывая нарушение ОГБУЗ КОД требований закона, связанных с несвоевременным обеспечением ФИО1 необходимым безотлагательно лекарственным препаратом в рекомендованном врачом количестве и получение медицинской помощи бесплатно прокурор просил суд взыскать с ОГБУЗ КОД в пользу ФИО1 расходы, понесенные последним на приобретение лекарственного препарата «Ксалкори капс. 250 мг» («Кризотиниб»), в размере 260 155,50 руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца по поручению -помощник прокурора ФИО4 требования поддержала, по основаниям, указанным в иске.
Материальный истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что при обращении в учреждение здравоохранения сроки предоставления лекарства озвучены не были, приобретение его было вызвано неопределенностью в обеспечении лекарственным препаратом и плохим самочувствием, в связи с этим препарат и был приобретен за свой счет.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» ФИО5, не оспаривая право истца на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, исковые требования не признал, пояснил, что препарат «Кризотиниб» является лекарственным средством, которое применяется для исключительных форм заболеваний, на момент обращения истца, на учете с таким заболеванием состоял один гражданин, для которого специально проводился электронный аукцион для закупки лекарственного средства «Кризотиниб». <дата> истец обратился в онкологический диспансер, была проведена врачебная комиссия, на следующий день сделана заявка для покупки данного лекарственного препарата, поэтому считает, что учреждение сразу же выполнило свои обязанности, возложенные на него законодательством. <дата> лекарственный препарат не использованный другим больным был передан истцу, таким образом, учреждением выполнена обязанность обеспечения ФИО1 бесплатным лекарственным средством. Перед обращением в суд истец не обратился с заявлением в территориальный отдел фонда медицинского страхования, который возмещает денежные средства на покупку лекарственных средств самим пациентом.
Третьи лица Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамент здравоохранения Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Костромской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средствам изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с указанным Перечнем, гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, бесплатно отпускаются по рецептам врача все лекарственные средства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> состоит на учете в ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» с диагнозом «Рак верхней доли левого легкого».
<дата> ФИО1 по решению врачебной комиссии направлен в ФГБУ «Национальный исследовательский центр онкологии имени ФИО3».
Специалистами ФГБУ «Национальный исследовательский центр онкологии имени ФИО3» <дата> ФИО1 рекомендовано начать прием препарата «Кризотиниб 250 мг» 2 раза в сутки длительно, с контролем ФГБУ «Национальный исследовательский центр онкологии имени ФИО3» каждые два месяца.
Протоколом междисциплинарной врачебной комиссии ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» № от <дата> ФИО1 назначен препарат «Кризотиниб».
<дата> ФИО1 была выдана одна упаковка данного лекарственного препарата.
Несмотря на рекомендации врачей, ФИО1 лекарственным препаратом в период с <дата> до <дата> обеспечен не был.
В связи с тяжелым состоянием здоровья и необходимостью безотлагательного начала курса терапии, <дата> ФИО1 самостоятельно за счет собственных средств приобрел необходимый лекарственный препарат, стоимость одной упаковки «Ксалкори капс. 250 мг.» («Кризотиниб») составила 260 155,50 руб., что подтверждается представленным истцом кассовым чеком.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно пункту 2.3 Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные - препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей - инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.10 Устава ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер», Учреждение осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Данные полномочия и финансовое обеспечение осуществления полномочий осуществляется в порядке, установленной администраций Костромской области.
Неисполнение ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» обязанности по своевременному обеспечению истца лекарственным препаратом в количестве, рекомендованном врачом, повлекло нарушение прав ФИО1 на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Судом установлена необходимость обеспечения ФИО1 указанным лекарственным препаратом и несвоевременное исполнение данного обязательства ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер».
Оценивая позицию и возражения ответчика о выполнении требований закона об обеспечении ФИО1 бесплатным лекарственным препаратом путем проведения аукциона для его закупки, суд считает, что действия ответчика по организации и проведению торгов не были достаточными для реализации права истца на получение бесплатных медицинских препаратов, так как в период с <дата> до <дата> ФИО1 препаратом обеспечен не был, истцу не обеспечили возможность бесплатно приобрести рекомендованный врачом препарат, доводы о длительности процедуры аукциона не могут быть приняты во внимание, поскольку уважительными причинами неисполнения обязанности не являются.
Довод о не обращении истца с заявлением в территориальный отдел фонда медицинского страхования, который возмещает денежные средства на покупку лекарственных средств самим пациентом перед обращением в суд несостоятелен, так как досудебного порядка возмещения расходов на приобретение лекарств полагающихся к выдаче бесплатно не предусмотрено.
Расходование личных денежных средств истца на приобретение лекарственного препарата состоит в прямой причинно-следственной связи с необеспечением больного ОГБУЗ КОД лекарством.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 260 155, 50 руб. подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования городского округа <адрес> подлежит взысканию госпошлина в сумме 5 801,56 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Галичского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» в пользу ФИО1 расходы, понесенные на приобретение лекартсвенного препарата «Ксалкори капс. 250 мг.» («Кризотиниб») в размере 260 155 (двести шестьдесят тысяч сто пятьдесят пять) рублей 50 копеек.
Взыскать с ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа город Кострома в сумме 5 801 (пять тысяч восемьсот один) рубль 56 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Евтюшкин
Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 27.03.2019.
Судья И.А. Евтюшкин