Дело № 2-3563/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Шожунчап У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г.Кызыла в интересах С, С1, Д, О к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности замены жилого помещения на равнозначное по общей площади ранее занимаемому и предоставлении по договору мены жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение.
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора г.Кызыла Цыганок М.А. в интересах С, С1, Д, О обратилась в суд в порядке ст.45 ГПК РФ к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности замены жилого помещения на равнозначное по общей площади ранее занимаемому и предоставлении по договору мены жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение, в обоснование указав, что проведенной прокуратурой г.Кызыла проверкой на основании обращений граждан С1., С, Д, О о не соответствии площади предоставляемого в рамках программы переселения граждан жилого помещения ранее занимаемого установлено следующее.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса РФ, согласно которым предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Аналогичные положения закона установлены Уставом городского округа «Город Кызыл», утвержденного Хуралом представителей г.Кызыла от 05.05.2005 (далее - Устав).
В соответствии со ст. 59 Устава Мэрия г.Кызыла распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома по <адрес> (Д), <адрес> (О), <адрес> (С, С1.) признаны аварийными.
В рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда гражданам, проживавшим в указанных домах, предоставлены взамен новые жилые помещения по адресу: <адрес> - О и <адрес> - Д, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что предоставленные жилые помещения гражданам не соответствуют по площади ранее занимаемого ими жилого помещения. Так, проверкой по обращению О установлено, что согласно технического паспорта общая площадь ранее ею занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., составляла 38.9 кв.м, и является двухкомнатной, вместе с тем, при переселении по программе ей предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры площадью 32,7 кв.м, в доме по <адрес>.
Проверкой по обращению Д установлено, что согласно технического паспорта общая площадь ранее им занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляла 47,5 кв.м., вместе с тем, при переселении по программе ему предоставлено жилое, помещение в виде однокомнатной квартиры площадью 32 кв.м, в доме по <адрес>.
Проведенной проверкой по обращениям С, С1. установлено, что при формировании списка граждан, переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда, Мэрией г. Кызыла предоставлены недостоверные сведения о площади жилых помещений С, С1., в связи с чем, в адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого помещения С1. указана как 12 кв.м., тогда как согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 23,2 кв.м., в отношении С общая площадь жилого помещения указана как 18 кв.м., тогда как согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 41,5 кв.м. В виду указания в республиканской адресной программе площадей жилых помещений, ранее занимаемых заявителями С и С1 12 кв.м, и 18 кв.м., им будет представлено жилое помещение общей площадью 12 и 18 кв.м, соответственно, поскольку по республиканской адресной программе переселения граждан уже заключены государственные контракты на строительство (приобретение) помещений. При формировании региональной программы Мэрией г. Кызыла предоставлены недостоверные сведения о площади жилых помещений, без подтверждающих документов либо на основании поквартирных карточек, которые также оказались недостоверными в части указания площадей, что повлекло нарушение ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также права вышеуказанных граждан на равнозначное жилье. Из обращения первого заместителя Мэра г. Кызыла о внесении изменений в муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда следует, что Минстрой РТ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № указал, о принятии постановления Правительством Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Республиканская адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ», где с учетом площадей предоставленные Мэрией г. Кызыла утверждены федеральные и республиканские программы. В случае внесения изменений в муниципальную программу, а именно изменение площадей путем увеличения потребуется дополнительные средства. В связи с чем, истребовал информацию о готовности и об источниках выделения финансовых средств на дополнительно выявленные площади. Однако, до настоящего времени решение о предоставлении заявителям равнозначных жилых помещений ранее ими занимаемых не решен, дополнительные денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены.
Просит обязать Мэрию г. Кызыла заменить однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, переданную О, на равнозначное по общей площади ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, двухкомнатное общей площадью не менее 32,7 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла. Обязать Мэрию г.Кызыла заменить однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, переданную Д, на равнозначное по общей площади ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 47,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла. Обязать Мэрию г.Кызыла предоставить С по договору мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в г.Кызыле, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла общей площадью не менее 41,5 кв.м. Обязать Мэрию г. Кызыла предоставить С1 по договору мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в г.Кызыле, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла общей площадью не менее 23,2 кв.м
|
На исковое заявление представителем ответчика Мэрии г.Кызыла представлено возражение, согласно которому ответчик выражает свое несогласие с исковыми требованиями по следующим основаниям. Многоквартирные жилые дома по <адрес>, актами межведомственной комиссии признаны аварийными и включены в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667 (далее - Программа). Исполнителями Программы являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, органы местного самоуправления. Источники финансирования Программы - Фонд содействия, реформированию ЖКХ (далее - Фонд), республиканский бюджет Республик Тыва и местный бюджет. Одна из целей Программы — переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Переселение по данной Программе имеет цель переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии со ст.16 Федерального закона- от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено Положение о; переселении, граждан из непригодных жилых помещений муниципального жилищного; фонда муниципального образования – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» и обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах признанных в установленном, порядке аварийными и подлежащими, сносу Положение) (прилагается). Согласно разделу II Положения п,2.5 По договору социального найма, жилое помещение должно предоставляться нанимателю и членам их жительства в пределу; города Кызыла. Также в соответствии с Жилищным кодексом РФ, предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей ; площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Жилое помещение по <адрес> принадлежащее О на основании ордера включено в Программу в 2013 году. При проведении осмотра, помещения, осуществлении программы переселения предоставлялся технический паспорт помещения, он был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.предоставлен позже с площадью 38,9 кв.м. В ордере площадь жилого помещения не указана. При формировании Программы (расчете финансирования) по этапу ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения указывалась 28,8 кв.м. по предоставленным документам жильцов. Взамен аварийного, жилого помещения по <адрес> О по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. по договору социального найма жилого помещения предоставлено жилое помещение по <адрес> площадью 32,70 кв.м.. Жилое помещение по. <адрес>, принадлежащее Д на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. включено в Программу по этапу ДД.ММ.ГГГГ. При проведении акта осмотра помещения, осуществлении программы переселения жильцами не предоставлялся технический паспорт помещения, согласно которому площадь помещения 47,5 кв.м., в ордере площадь жилого помещения не указана. При формировании Программы (расчете финансирования) по этапу ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения указывалась 34 кв.м. по предоставленным документам жильцов. Взамен аварийного жилого помещения по <адрес> Д по договору социального найма жилого помещения предоставлено жилое помещение по <адрес> площадью 32 кв.м.
При предоставлении О уточненного нового технического паспорта на аварийное помещение от ДД.ММ.ГГГГ. с новой площадью 38,9 кв.м, и предоставлении Д технического паспорта на аварийное помещение с площадью 47,5 кв.м. Мэрия г.Кызыла постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № внесла изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г.Кызыла на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. №» в части изменения площади дома по <адрес> направив постановление в Министерство строительства и ЖКХ РТ, являющимся ответственным исполнителем Программы. Реализация, финансирование Программы, муниципальной программы осуществляется Министерством строительства и ЖКХ РТ из регионального бюджета с финансовой поддержкой Фонда.
Министерство строительства и ЖКХ Республики Тыва являясь ответственным исполнителем Программы, зная о выявленных технических погрешностях, неточностях в представленных ранее сведениях об общей площади аварийного жилья по г.Кызылу, по Республике Тыва не направил сведения в Фонд. Согласно информации Департамента финансов мэрии г.Кызыла, выделение финансовых средств на дополнительно выявленные площади не представляется возможным, т.к. в бюджете городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» не предусмотрены денежные средства на дополнительно выявленные площади.
С принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., которое включено в Программу по этапу ДД.ММ.ГГГГ. При проведении акта осмотра помещения, осуществлении программы переселения жильцами не предоставлялся технический паспорт помещения, согласно которому площадь помещения - 41,5 кв.м. При формировании Программы (расчете финансирования) по этапу, ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения указывалась 18 кв.м. - по предоставленным документам жильцов (поквартирная карточка, справка из БТИ). С1. принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., которое включено в Программу по этапу ДД.ММ.ГГГГ. При проведении акта осмотра помещения, осуществлении программы переселения жильцами не предоставлялся технический паспорт помещения, он изготовлен намного позже ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому площадь помещения - 23,2 кв.м. При формировании Программы (расчете финансирования) по этапу ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого помещения указывалась 12 кв.м. - по предоставленным документам жильцов (поквартирная карточка, справка из БТИ). Мэрия выявив технические погрешности, неточности в представленных ранее сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда на территории г. Кызыла, в частности по вышеуказанным жилым помещениям постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № внесла изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г.Кызыла на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. №» в части изменения площади дома по <адрес>. направив постановление в Министерство строительства и ЖКХ РТ, являющимся ответственным исполнителем Программы. Многоквартирный дом, по <адрес> не снесен, жильцы не расселены. В соответствии со ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит, сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с п.3.5 Положения при изъятии жилого помещения собственника предоставляется взамен другое жилое помещение по договору мены. Требования прокуратуры г.Кызыла о предоставлении С и С1. по договору мены жилых помещений, равноценное ранее занимаемого, жилого помещения не обоснованы. С, С1. не являются собственниками аварийных жилых помещений, в настоящее время их права не нарушены, в связи с чем требования об обязании мэрии г.Кызыла предоставить по договору мены жилое помещение С площадью 41,5 кв.м., С1. площадью 23,2 кв.м. преждевременные. Ответственным исполнителем и координатором Программы является Министерство строительства и ЖКХ РТ, финансируется из регионального бюджета с финансовой поддержкой Фонда. Таким образом надлежащим ответчиком по требованиям Прокуратуры г.Кызыла о замене квартир переданных по Программе О, Д на равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению является Министерство строительства и ЖКХ РТ, который является ответственным исполнителем и координатором Программы. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечены Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
В ходе рассмотрения искового заявления в судебном заседании прокурор с согласия С, С1., Д, О уточнил исковые требования в части общей площади предоставляемого жилого помещения О не менее 38, 9 кв.м., поскольку в просительной части искового заявления допущена опечатка, не верно было указано не менее 32, 7 кв.м., а также в части исковых требований об обязании ответчика предоставить С и С1. по договору мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому, просил обязать Мэрию г.Кызыла предоставить по договору социального найма жилое помещение, равноценное ранее занимаемому.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла Ооржак А.М. поддержала исковые требования, с учетом уточнений в полном объеме, просила удовлетворить иск.
Истец О в судебном заседании представила паспорт гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Тыва, согласно которому её фамилия О, после подачи иска в суд фамилия изменена с «О» на «О».
Истцы С, С1., Д, О (О) О.О. в судебном заседании поддержали мнение прокурора и просили полностью удовлетворить исковые требования, восстановить их нарушенные права.
Представитель ответчика Мэрии г.Кызыла ФИО1, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
В судебном заседании представитель третьего лица министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва ФИО2, действующая по доверенности, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из Акта обследования Межведомственной комиссии помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой <адрес> имеет фундамент бетонный, имеются трещины, осадки; материал стен рассохся имеются большие щели и трещины, перекошены; перекрытие - несущие балки имеют недопустимые перегибы, полы деревянные имеют прогибы, щели, трещины и вследствие чего имеют недопустимые уклоны. Практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок, деформация которых свидетельствует об исчерпании их несущей способности и опасности их обрушения; проект по которому строился этот дом не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Надежность здания дома, прочность, устойчивость его строительных конструкций и оснований, в связи с большим физическим износом дома в целом снижены до недопустимого уровня.
Многоквартирные жилые дома по <адрес>, актами межведомственной комиссии признаны аварийными и включены в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667 (далее - Программа), что сторонами не оспаривается.
Расселение граждан из аварийного жилья по адресу: <адрес> предусмотрено в рамках реализации республиканской адресной программы на ДД.ММ.ГГГГ "Переселение граждан, проживающих на территории Республики Тыва, из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667.
По договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Д и членам его семьи: супруга ФИО3, сын ФИО4, дочь Д-С.А., дочь ФИО4-Х.А. предоставлена однокомнатная <адрес>, общей площадью 32 кв.м. в <адрес>
Из акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мэрией города Кызыла передано Д жилое помещение общей площадью 32 кв.м., однокомнатная благоустроенная квартира, находящиеся по адресу: <адрес>, Д в свою очередь передал Мэрии жилое помещение по адресу:<адрес>.
Из справки, выданной бюро инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ площадь квартиры <адрес> составляет 47,5 кв.м.
Согласно копии технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 2 экспликация и площади квартиры указано, что общая площадь квартиры составляет 47,5 кв.м. из которой жилая 30,2 кв.м., подсобная 17,3 кв.м.
Из копии заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Мэрию г.Кызыла следует, что она просит переселить их семью в соответствии со ст.89 ЖК РФ в жилое помещение равнозначное, занимаемому ранее 47,5 кв.м.
Из ответа заместителя начальника Департамента экономики и имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках реализации программы по переселению граждан их аварийного жилья, внесены изменения в части уточнения общих площадей жилых помещений, в том числе площадь жилого помещения по <адрес> уточнена на 47,5 кв.м. согласно технического паспорта на жилое помещение. В соответствии со ст.89 ЖК РФ гражданам проживающим в аварийных жилых помещениях будет предоставлено равнозначное благоустроенное жилье.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Муниципальным образованием городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» и О видно, что взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ей передано благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 32,70 кв.м.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ О обратилась в адрес Мэрии г.Кызыла с заявлением о расторжении соглашения указав, что в связи с выселением из ветхого жилья ей была предоставлена взамен однокомнатная квартира по адресу: <адрес> общей площадью 32,7 кв.м. вместо двухкомнатной квартиры, которую занимала её семья ранее по адресу: <адрес>, общей площадью 38,9 кв.м. В предоставленную ей квартиру она вынуждена была переехать, поскольку все переселялись из аварийного дома, была угроза отключения дома от теплосетей, просит устранить допущенные нарушения, расторгнуть соглашение и предоставить ей и членам семьи двухкомнатную квартиру по договору социального найма.
Согласно копии технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 2 экспликация и площади квартиры указано, что общая площадь квартиры составляет 38,9 кв.м. из которой жилая 28,4 кв.м., подсобная 10,5 кв.м., принадлежит на основании договора социального найма О, ФИО5, ФИО6, О, ФИО7
Согласно копии паспорта С1, выданного ДД.ММ.ГГГГ, она имеет регистрацию по адресу: <адрес>.
Из копии ордера № выданного С1 видно, что ей и членам семьи: сын ФИО8, сын ФИО9 предоставлено жилое помещение в виде квартиры 29 «а» дома №28 по ул.Заводская, г.Кызыла.
Согласно копии технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 2 экспликация и площади квартиры указано, что общая площадь квартиры составляет 23,2 кв.м. из которой жилая 11,5 кв.м., подсобная 11,7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ С1. обратилась к начальнику муниципального жилищного фонда с заявлением, где просит пересмотреть площадь её квартиры, поскольку в документах указано 12 кв.м., тогда как фактически жилая площадь занимаемой квартиры по адресу: <адрес> 23,3 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на квартиру и ордером.
Из ответа первого заместителя мэра г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ на обращение С1. следует, что многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в этап ДД.ММ.ГГГГ республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, в соответствии с распределением они будут переселены в многоквартирный дом по адресу: <адрес> с площадью квартиры 12 кв.м., срок ввода в эксплуатацию перенесен на ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа первого заместителя мэра г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный жилой дом по <адрес> входит в республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда и при переселении будет учтена общая площадь квартиры.
Из ответа Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при формировании списка граждан переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда действительно общая площадь жилого помещения С значится как 18,00 кв.м., а по техническому паспорту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 41,5 кв.м. Во исполнение обращения Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении общих площадей и устранения погрешностей в списке граждан и на основании письма Министерства строительства и ЖКХ Республики Тыва принято Постановление Мэрией <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г.Кызыла на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ. №». Также в пофамильном списке граждан общие площади жилых помещений уточнены, с указанием старой площади и уточненных общих площадей в соответствии с техническими паспортами.
Из справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы: ответственный наниматель С, дочь ФИО10, дочь ФИО11, сын ФИО10
Согласно копии технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 2 экспликация и площади квартиры указано, что общая площадь квартиры составляет 41,5 кв.м. из которой жилая 18,1 кв.м., подсобная 23,4 кв.м.
Мэрией г. Кызыла принято постановление от № «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №». В пофамильном списке граждан общие площади жилых помещений уточнены с указанием площади ранее занимаемого жилого помещения в соответствии с техническими паспортами. Данный список направлен в Министерство строительства и ЖКХ РТ без установленной формы и подтверждающих документов. По указанному факту прокуратурой города Мэру г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений закона.
По результатам рассмотрения представления Мэрией г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен письменный ответ, что при формировании списка граждан переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ действительно общая площадь некоторых жилых помещений имеют расхождения, поскольку при формировании списка в домах коридорного типа у жителей не имелись на руках технических паспортов, и в связи с этим произошли неточности и погрешности при указании общих площадей жилых помещений. Ранее при направлении пофамильного списка граждан с уточненными площадями, Министерством строительства и ЖКХ РТ не предоставлена установленная форма заполнения и не оказана методическая ; помощь в целях устранения погрешностей. В этой связи с настоящее время проводится повторная работа с пофамильным списком граждан по уточнению общих площадей и с указанием подтверждающих документов. Установлено, что Мэрией г. Кызыла письмом исх № от (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства направлен пофамильный список граждан с уточненными площадями квартир и приложением заверенных копий подтверждающих документов для дальнейшего внесения изменений в республиканскую адресную программу и последующей проработкой данного вопроса в Фонда реформирования ЖКХ.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в списках граждан переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ действительно общая площадь некоторых жилых помещений имеют расхождения, поскольку граждане не предъявляли технических паспортов на жилые помещения.
В пофамильном списке граждан, в соответствии с внесенными изменениями в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ указано под номером 124 С по программе площадь предоставляемого жилого помещения 18 кв.м., уточненная площадь 41,4 кв.м., под номером 152 С1 по программе площадь предоставляемого жилого помещения 12 кв.м., уточненная площадь 23,20 кв.м.
Из ответа начальника Департамента финансов Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №КТ-02-353 следует, что выделение денежных средств на выявленные дополнительные площади не представляется возможным, поскольку в бюджете городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» не предусмотрены денежные средства на дополнительно выделенные площади.
Постановлением Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о переселении граждан из непригодных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» и обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Согласно п.2.6 Положения предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению. При отсутствии равнозначных жилых помещений, жилое помещение предоставляется из расчета не более 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, на семью из двух и более человек не более 25 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее ранее занимаемому непригодному жилому помещению.
В п.2.10 Положения указано, что договор социального найма жилого помещения заключает Мэрия города Кызыла, который является единственным основанием для вселения нанимателя и членов семьи в жилое помещение, поэтому вопреки доводов представителя ответчика Мэрия города Кызыла является надлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В силу абз. 4 п. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому: Д общей площадью не менее 47,5 кв. м., О не менее 38,9 кв.м., С1. не менее 23,2 кв.м., С не менее 41,5 кв.м. Указанная площадь жилых помещений полностью подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами жилого помещения.
Спорные дома истцов были включены в адресную программу на ДД.ММ.ГГГГ "Переселение граждан, проживающих на территории Республики Тыва, из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма, в связи с чем необходимо применение в данном случае в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ по аналогии положения статей 15, 16, 42 ЖК РФ.
Исходя из содержания положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Таким образом, истцам должна быть предоставлена для вселения жилая площадь, имеющая равноценные потребительские свойства, с учетом жилой и вспомогательной площади ранее занимаемого жилого помещения с тем, чтобы условия их проживания не были ухудшены.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку жилые помещения истцов признаны непригодным для проживания, следовательно, лица, проживающие в нем, имеют право на получение благоустроенного равнозначного, занимаемому ранее, жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что истцы Д и О согласились переехать в новое жилье, с меньшей площадью, заключили договоры социального найма, претензий не предъявляли, то не имеется оснований для удовлетворения иска не обоснованные, поскольку из материалов дела видно, что они обращались с заявлением о расторжении соглашения указав, что в связи с выселением из ветхого жилья им было предоставлено взамен жилье по площади меньше занимаемого ранее. В предоставленные им квартиры они вынуждены были переехать, поскольку все переселялись из аварийного дома, была угроза отключения дома от теплосетей, что также подтвердил в судебном заседании Д
При таких обстоятельствах иск исполняющего обязанности прокурора г.Кызыла в интересах С, С1., Д, О к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности замены жилого помещения на равнозначное по общей площади ранее занимаемому и предоставлении по договору социального найма жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенное жилое помещение основан на нормах действующего законодательства и подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░, ░1, ░, ░ (░) ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ (░) ░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 38,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 47,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 41,5 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░1 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 23,2 ░░.░
|
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 4,5 ░░░░░░░ 2018 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░