Резолютивная часть
№ ***
№ ***
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2023 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.,
при секретаре Козыревой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Сызрани ФИО2, представителя ответчика МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» – ФИО3, действующей на основании доверенности, представителя, третьего лица Администрации г.о. Сызрань– ФИО4, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по уточнённому исковому заявлению Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» о понуждении восстановлении дорожного покрытия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ответчику о восстановлении дорожного покрытия, в котором с учетом уточнений просит обязать ответчика в течении трех месяцев с момента выделения денежных средств привести в нормативное состояние улично-дорожные сети в районе <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в соответствии Указанием Генеральной прокуратуры России от 19.03.2020 за 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» прокуратурой города проводится систематический анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства, выраженные в непринятии органами местного самоуправления по содержанию дорожного полотна улично-дорожных сетей в нормативном состоянии.
В ходе выполненного по поручению прокуратуры города ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» 08.12.2022 инструментального обследования участка дороги в районе <адрес> выявлены недостатки дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин, размер которых превышает предельно допустимые ГОСТ 50 597-2017 значения.
В ходе выездной проверки от 03.04.2023 установлено, что данный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна, меры по устранению повреждений не приняты.
При этом, указанная дорога относится к IV категории с твердым дорожным покрытием.
В ходе проведенной проверки установлено, что указанные нарушения МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» до настоящего времени не были устранены, а поэтому обратились с данным иском в суд.
В судебном заседании ст. помощник прокурор г. Сызрани ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что в рамках своей компетенции прокуратура <адрес> на постоянной основе осуществляет проверки, связанные с надлежащим содержанием автомобильных дорог, поскольку статистика свидетельствует о том, что рядом причин совершения ДТП на протяжении длительного времени является, в том числе, неудовлетворительное содержание автомобильных дорог на территории г.о. Сызрань. В связи с этим была проведены проверки состояния вышеуказанных улично-дорожных сетей с привлечением специалистов ГИБДД, и было установлено, что дорожное полотно не отвечает требованиям установленным законодательством, имеет выбоины и проломы. Иначе как по решению суда решить данную проблему не представляется возможным, поскольку на сегодняшний день на территории г.о. Сызрань действует соответствующая программа, и при наличии денежных средств работы будут проведены. До обращения в суд и до сегодняшнего дня вышеуказанные участки улично-дорожной полотна не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Поэтому прокурор г. Сызрани был обязан обратиться с данным исковым заявлением в суд.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности ФИО3 в судебном заседании против требований не возражала.
Представитель Администрации г.о.Сызрань по доверенности ФИО4 пояснила, что в настоящие время внесены изменения в Ведомственную целевую программу, деньги для проведения работ будут выделены. Вышеуказанные участки улично-дорожной полотна будут приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Часть 1 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В целях исполнения указанных обязанностей Распоряжением Правительства России от 04.11.2017 № ***-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории России, включающий в себя государственные национальные и межгосударственные стандарты качества.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части дороги не должно иметь присадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью и предельные размеры отдельных присадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
На основании п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 за № *** (далее - ГОСТ Р 52766-2007), тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Согласно п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В ходе выполненного по поручению прокуратуры города ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» 08.12.2022 инструментального обследования участка дороги в районе <адрес> выявлены недостатки дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин, размер которых превышает предельно допустимые ГОСТ 50 597-2017 значения.
В ходе выездной проверки от 03.04.2023 установлено, что данный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна, меры по устранению повреждений не приняты.
При этом, указанная дорога относится к IV категории с твердым дорожным покрытием.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерацией казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Администрацией г.о. Сызрань было создано МКУ «Служба городского хозяйства» с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Сызрань в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 06.06.2023 № *** «О внесении изменений в Ведомственную целевую программу городского округа Сызрань «Дорожная деятельность и благоустройство городского округа Сызрань» на 2020-2028 годы» внесены изменения, согласно Приложения № *** к Постановлению Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 06.06.2023 № *** объем финансирования в 2023 году составит 414 441,9 тыс. руб, в том числе : 377 502,1 тыс. рублей – средства бюджета городского округа Сызрань; 27 344,4 тыс. рублей – средства дорожного фонда; 7 717, 5 тыс. рублей – средства областного бюджета; 1 877,9 тыс. рублей – плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Выявленные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий, безопасность граждан.
При таких обстоятельствах суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан, во исполнение требований закона исковые требования прокурора г. Сызрани подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» о понуждении восстановлении дорожного покрытия, –удовлетворить.
Обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» в течение 3-х месяцев даты выделения денежных средств привести в нормативное состояние улично-дорожные сети в районе <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Уварова Л.Г.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года
Судья: Уварова Л.Г.