УИД №59RS0032-01-2022-000525-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Гилёвой О.М.
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.
с участием прокурора Бартова И.Н.,
представителя ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» Главатских П.В.,
рассмотрев 22.08.2022 в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело №2-387/2022 по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о возложении на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» обязанности,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе Зенковой О., обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» о возложении обязанности провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, Очерский городской округ, <адрес> капитальный ремонт крыши, фундамента, в срок до 31.02.2023 года, поскольку в соответствии с Программой капитального имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края обязанности по проведению данных работ в 2020 году исполнены не были. Бездействие Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» ведет к ухудшению характеристик указанного дома, разрушению капитальных конструкций, созданию угрозы жизни и здоровью граждан.
Прокурор Бартов И.Н. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в иске, указав на то, что в связи с бездействием Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» происходит разрушение дома, разрушение его состояния, что влияет на благоприятное проживание граждан. В судебном заседании уточнил заявленные требования, с учетом климатических условий на территории Пермского края, а также начала и окончания строительных работ, просит продлить срок по проведению ремонта до 01.07.2023 года.
Представитель ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» Главатских П.В., в судебном заседании с заявленными требованиями согласился частично, указав, что 24.02.2022 данный дом был исключен из договора, подрядчик отказался от выполнения работ по ремонту. Ведутся работы по перерасчету стоимости ремонта. Просил перенести срок выполнения на 3 квартал 2023 года, поскольку это сезонные работы, необходимо составить смету, провести аукцион, после чего будет выбран подрядчик, заключен договор и будут производиться необходимые работы. Просит продлить срок, указанный в иске.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6.1 ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с п.10.1 ст.12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями п.8.3 ст.13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как установлено ст.168 ЖК РФ, определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
В соответствии со ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, который создается субъектом Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Часть 6 ст. 182 ЖК РФ также устанавливает, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
По смыслу приведенных выше правовых норм региональный оператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч.6 ст.182 ЖК РФ).
Во исполнение указанных норм принят Закон Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», который устанавливает правовые и организационные основы своевременного обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этой программе, порядок осуществления деятельности регионального оператора, а также иные положения, необходимые для обеспечения функционирования системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
В соответствии со ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» в целях реализации настоящего Закона региональным оператором определена некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
В соответствии со ст. 19 Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК региональный оператор привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке, закрепленном в положении о закупке, утвержденном Правительством Пермского края, с соблюдением общих принципов закупки товаров, работ, услуг и основных требований к закупке товаров, работ, услуг, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ст. 22 Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК основными целями и функциями регионального оператора являются: обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, которой утверждены сроки проведения и виды капитального ремонта в многоквартирных домах.
Также приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 декабря 2018 г. №СЭД-46-09-25-119 утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. №288-п, на 2018-2020 годы.
Согласно Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, Региональному краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. №-п, на 2018-2020 годы, степень износа многоквартирного дома по адресу: <адрес> 1961 года постройки, составляет 63%, в указанном доме на 2020 год было запланировано проведение работ по капитальному ремонту кровли и фундамента.
В нарушение указанных норм НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» указанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту кровли и фундамента данного дома в 2020 году исполнены не были. Согласно представленным сведениям, договор на проведение строительно-монтажных работ был заключен лишь 05.02.2021 с ООО «РусРазвитие», однако 24.03.2022 было заключено соглашение об исключении из договора данных работ (л.д.13).
Судом установлено, что прокуратурой Очерского района была проведена проверка исполнения некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа.
По результатам проведенной проверки установлено, что в соответствии с документами, направленными на реализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Пермского края, на 2020 год было запланировано проведение работ в 17 многоквартирных домах, расположенных на территории Очерского городского округа, на общую сумму 48,34 млн.руб.
Также по результатам мониторинга СМИ прокуратурой Очерского района было зарегистрировано обращение жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Очерский городской округ, <адрес> <адрес>, в котором содержатся сведения о неудовлетворительном состоянии кровли, фундамента, отмостки данного многоквартирного дома, длительном отсутствии проведения капитального ремонта дома.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» не выполнена обязанность по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес> <адрес>.
Поскольку Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» как региональный оператор, не выполнил весь комплекс мер, направленных на своевременный капитальный ремонт указанного дома, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, срок до 01.07.2023 года, заявленный истцом в ходе рассмотрения дела, для исполнения заявленных прокурором Очерского района Пермского края требований о возложении обязанности провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес>, <адрес>, капитальный ремонт крыши, фундамента, с учётом мнения сторон, необходимости проведения конкурсных процедур, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Очерский городской округ пгт. <адрес> <адрес>, капитальный ремонт крыши, фундамента в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья