Республика Коми, г. Сыктывкар дело № 2-2224/2023 (33-1188/2024)
УИД 77RS0002-02-2023-000770-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Щелканова М.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2024 года дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 октября 2023 года, которым иск Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворен.
Возложена на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке её результатов в отношении объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита (реестровый номер <Номер обезличен>) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» К., прокурора С. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воркутинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение в установленном порядке её результатов в отношении объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита (реестровый номер <Номер обезличен>).
Ответчиком представлены возражения на иск, в которых он указал, что у субъекта транспортной инфраструктуры законом исключена реальная возможность проведения дополнительной оценки уязвимости.
В судебном заседании представитель прокурора исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Третье лицом Федеральное агентство железнодорожного транспорта о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Суд вынес приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» с решением суда не согласен, просит решение отменить, ссылаясь на доводы, приведенные им при рассмотрении спора в суде первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Установлено, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного металлического моста, длинной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая - Никита, который включён Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов за номером <Номер обезличен> от 18 января 2016 г. с присвоением указанному объекту транспортной инфраструктуры второй категории.
25 июля 2022 г. Управление транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) уведомило ОАО «РЖД» об изменении сведений об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОТИ) и/или ранее присвоенной категории по транспортной безопасности в соответствии с приложением, о чём в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) внесены соответствующие изменения решением Росжелдора от 22 июля 2022 г. (л.д. 14).
Согласно списку ОТИ, включённых в Реестр ОТИ и ТС (Раздел 1), с указанием изменённых (новых) наименований и/или пересмотренной (новой) категории по транспортной безопасности (Приложение к Уведомлению об изменении сведений об ОТИ (Раздел 1) от 25 июля 2022 г. № <Номер обезличен>), объекту транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта с реестровым номером <Номер обезличен>, наименование: металлический мост длинной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая - Никита Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», изменено наименование на: железнодорожный металлический мост длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая - Никита Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», категория со второй пересмотрена на первую (л.д. 15-16).
28 ноября 2022 г. Воркутинской транспортной прокуратурой вынесено представление по причине непроведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (л.д. 17-20).
9 декабря 2022 г. при рассмотрении указанного представления главный инженер Северной дирекции инфраструктуры сообщил, что в 2023 г. будет проводиться подготовка документации для заключения договора со специализированной организацией в сфере транспортной безопасности АО «...» железнодорожных мостов, в том числе: железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая - Никита (реестровый номер <Номер обезличен>). По итогам рассмотрения представления, постановлено заключить договор на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на 2023 г. (л.д. 22-26).
Ответчиком представлен договор № <Номер обезличен> от 30 марта 2023 г., заключённый им с АО «...» на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости, в том числе объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита (реестровый номер <Номер обезличен>) (л.д. 72-85).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ), согласно которым целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры.
На основании части 1 ст. 4, частей 1 и 2 ст. 5 этого закона ..., обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждён Приказом Минтранса России от 1 ноября 2021 г. № 370, согласно п. 11 которого, в случаях, определённых соответствующими требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ, в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.
Во исполнение ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, согласно подп. «с» п. 5 которых, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение трёх месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что сведений о проведении дополнительной оценки уязвимости объекта – железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита (реестровый номер <Номер обезличен>) ответчиком не представлено, следовательно, требования законодательства в области транспортной безопасности им не выполнены.
При этом доводы ответчика об отсутствии оснований для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке результатов дополнительной оценки опровергаются представленными в материалы дела документами, в частности, договором № <Номер обезличен> от 30 марта 2023 г., заключённым с АО «...» на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости, в том числе объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита (реестровый номер <Номер обезличен>) (л.д. 72-85).
Заключение указанного договора суд обоснованно расценил, как совершение ответчиком действий, направленных на исполнение приведённых выше положений закона, которые нельзя при этом признать оконченным проведением дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года N 1633, содержат взаимоисключающие положения, препятствующие реальной возможности проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, основаны на неверном толковании норм материального права.
Утверждение представителя ответчика об отсутствии спора из-за фактического исполнения представления прокурора путем заключения договора с АО «...» на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожного металлического моста длиной 297,06 м через реку Уса на 44 км перегона Елецкая – Никита не могут повлечь отмену решения, так как проведение дополнительной оценки можно считать оконченным лишь после предъявления результата такой оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского Республики Коми от 6 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 февраля 2024 года.
Председательствующий -
Судьи -