ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-30/2021
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Л.И.,
при секретаре Ермаковой С.В.,
с участием:
административного истца – общества с ограниченной ответственностью «Олеколор» (далее – ООО «Олеколор», общество), его представителя – Учайкина А.В.,
административных ответчиков:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица:
- Администрации городского округа Саранск, ее представителя Ионова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 апреля 2021 г. в г.Саранске административное дело по административному иску ООО «Олеколор» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО «Олеколор» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, указав в обоснование административного иска, что общество является собственником названного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 21 октября 2019 г. и составляет 4 687 532, 36 рублей. Общество считает кадастровую стоимость земельного участка существенно завышенной, не соответствующей рыночной стоимости (согласно отчету об определении рыночной стоимости), чем нарушаются его права как налогоплательщика, и подлежащей пересмотру. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 27 августа 2020 г. заявление ООО «Олеколор» отклонено.
По данным основаниям административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 г. в размере 2 726 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Олеколор» Учайкин А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Мордовия, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает относительно удовлетворения административного иска ООО «Олеколор», кроме того, не имеет возражений относительно отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям Управления Росреестра по Республике Мордовия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия:
- ООО «Олеколор» является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 7441 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности – 21 октября 2019 г.;
- указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 21 октября 2019 г.;
- кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 687 532, 36 рублей определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. № 514, путем осуществления математических действий – умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42 в размере 629, 96 за кв.м на площадь объекта – 7441 кв.м (акт определения кадастровой стоимости от 21 октября 2019 г.);
- указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 4 687 532, 36 рублей является актуальной на сегодняшний день.
13 августа 2020 г. ООО «Олеколор» подало в Комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия <№> от 27 августа 2020 г. заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 октября 2019 г., то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 13:23:1009041:560 затрагивают права и обязанности административного истца ООО «Олеколор» как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, и он вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земельного участка в суде.
Поскольку обществом соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора, оно имело право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка общество представило отчет <№> от 7 августа 2020 г. об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия», оценщиком ФИО5
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Оценщик ФИО5 имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от 16 июля 2018 г., является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», дата включения в реестр – 12 ноября 2014 г., ее гражданская ответственность застрахована в ООО СО «ВЕРНА» на сумму 3 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 5 декабря 2019 г. до 4 декабря 2020 г.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик ФИО5 отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Согласно вышеуказанному отчёту рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 21 октября 2019 г. составляет 2 726 000 рублей.
Рыночная стоимость объекта оценки определена оценщиком на основании изучения объекта оценки, исследования рынка. Источники необходимой информации, методики расчетов учтены в отчете. Оценка проведена с соблюдением федеральных стандартов оценки, законодательства в области оценочной деятельности, отчёт полный, ясный, сомнений в обоснованности не вызывает.
Доводы Комиссии о неудовлетворительном уровне анализа рынка и ошибочном методе подбора объектов-аналогов сводятся к несогласию с содержанием отчёта оценщика, не основаны на достоверных и объективных данных, в связи с чем отклоняются судом.
Указание на нарушение требований пункта 10 ФСО № 1 ошибочно, отличие объекта оценки и объектов-аналогов по виду передаваемых прав и площади учтено оценщиком применением поправочных коэффициентов.
Вопреки доводам Комиссии в таблицах № 9 и № 11 отчета указан вид использования объекта-аналога № 3 – для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Оценщиком обоснованно применена поправка на местоположение с применением коэффициента согласно таблице № 100 Справочника оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А. 2018 года. Согласно сведениям, представленным в отчете, фактический подъезд к объекту оценки осуществляется по грунтовой дороге, проезд – по территории соседних земельных участков.
Доказательств, опровергающих выводы отчёта об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, ни административный ответчик, ни заинтересованные лица не представили, равно как и не заявили ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика ФИО5, данный отчет может быть принят в целях установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
ООО «Олеколор» подало в Комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка 13 августа 2020 г.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску является ФГБУ «ФКП Росреестра».
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление ООО «Олеколор» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 21 октября 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 7441 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 2 726 000 (два миллиона семьсот двадцать шесть тысяч) рублей.
Датой подачи заявления ООО «Олеколор» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 13 августа 2020 г.
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Олеколор» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда изготовлено 5 апреля 2021 г.