дело №
№-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю о признании медико-социальной экспертизы незаконной,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд к Главному бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю с иском о признании незаконным решения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю №ДД.ММ.ГГГГ/№ от 14.11.2019г. об отказе ФИО2 в установлении инвалидности; обязании ответчика установить ФИО2 категорию «ребенок-инвалид».
Требования мотивированы тем, что дочь истицы - ФИО3, родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2012 года начала проходить лечение пневмонии в стационаре <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, после переезда в г. Краснодар, лечение было продолжено, и был поставлен диагноз: острый лимфобластный лейкоз, В-2 иммуновариант, стандартная группа риска, клинико-гематологическая ремиссия. Состояние на фоне ПХТ. Осложнение основного диагноза: токсический гепатит. Цитостатическая болезнь на фоне ПХТ. Поражение легких смешанной этимологии (бактериально-грибковой). Острый левосторонний средний оптит. Сопутствующий диагноз: транзитное снижение иммуноглобулинов. На сегодняшний день состояние ребенка не улучшилось.
Заключение гематолога на ДД.ММ.ГГГГ: Основной диагноз: Острый лимфобластный лейкоз, В2 иммуновариант, стандартная группа риска. Клиникогематологическая ремиссия. Осложнения: цитостатическая болезнь на фоне ПХТ. Агранулоцитоз, нейтропенический сепсис смешанной этиологии. Хронический гастрит, обострение Реактивный гепатопанкреатит. Обменная нефропатия. Гипоиммуноглобулинемия G. Иммунодефицитное состояние. Лейкемоидная реакция крови по эозинофильному типу. Гематологом было рекомендовано решить вопрос о направлении ребенка па комиссию МСЭ по м/ж, учитывая осложнения основного заболевания избирательность профессии, постоянное медицинское наблюдение, иммунодефецитное состояние.
11.11.2019г. была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой дочери истицы было отказано в установлении инвалидности. С данным решением истица не согласна, что послужило основанием для обращения в суд.
Истица в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена, причин неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, причин неявки суду не сообщил, ранее представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Учитывая, что в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания, если причину их неявки суд признает неуважительной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико -социальной экспертизы.
Медико - социальная экспертиза осуществляется в соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико - функциональных, социально - бытовых и психологических данных, в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Пунктами 5 и 6 Правил определено, что условиями признания лица инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Правилами установлено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов гражданину устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности.
Группы инвалидности при проведении медико-социальной экспертизы устанавливается с использованием Классификаций.
В соответствии с Классификациями степень стойкого нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм, дефектов является отправной точкой для установления инвалидности.
К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся: нарушения психических функций, нарушения языковых и речевых функций, нарушение сенсорных функций, нарушения статодинамических функций, нарушения функций сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем, нарушения, обусловленные физичесикм внешним уродством.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов, III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Согласно пунктам 8, 13 Классификаций и критериев, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
В судебном заседании установлено, что в 2013 году ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» установлена категория «ребенок-инвалид» сроком на 1 год.
В порядке контроля, 04.09.2013г. ФИО3 заочно освидетельствована в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России, решение бюро не изменено.
Согласно «Правилам признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, категория «ребенок- инвалид» сроком на 5 лет устанавливалась при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
При проведении повторной медико-социальной экспертизы ФИО2 установлена категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
При переосвидетельствовании решением бюро от 14.10.2019г. ФИО3 инвалидом не признана. Данное решение подтверждено 12.11.2019г. экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России в порядке обжалования.
Для определения обстоятельств дела, имеющих юридическое значение при разрешении спора, судом, по ходатайству представителя ответчика, была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено Главному бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>.
Согласно заключению № от 23.11.2020г. установлено, что на момент освидетельствования в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» 14.10.2019г.:
у ФИО2 имелись стойкие нарушения функций организма человека, а именно нарушения функций системы крови и иммунной системы 20% (незначительные);
ограничения основных категорий жизнедеятельности человека не имелись;
ФИО3, не могла быть признана ребенком-инвалидом.
Выводы судебной медико-социальной экспертизы обоснованы экспертами, имеющими большой стаж экспертной работы, поэтому оснований сомневаться в квалификации экспертов и обоснованности их выводов у суда не имеется, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным положениями ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Оценивая заключение экспертизы, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд считает его полным, обоснованным, соответствующим действующим нормативным и методическим документам, не противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилам признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95, положений Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1024н, и других нормативных актов РФ при проведении освидетельствования ФИО2, а также обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, отдельных мнений кого-либо из экспертов о несогласии с выводами не отражено. В заключении содержится подробное описание проведенного исследования всех представленных медицинских документов и материалов дела, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленный судом вопросы, в связи с чем, считает возможным положить его в основу решения.
Правовых оснований для назначения повторной судебной экспертизы у суда не имеется, так как несогласие одной из сторон с результатами судебной экспертизы, само по себе о недостоверности выводов судебных экспертов свидетельствовать не может.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для установления ФИО2 группы инвалидности не имеется.
Действующее законодательство определяет медико-социальную экспертизу как вид медицинской экспертизы, которая проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 58, 60 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ от "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Медико-социальная экспертиза является видом медицинской деятельности (ст.2 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством специалисты учреждений медико-социальной экспертизы наделены полномочиями по самостоятельной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. С целью уточнения структуры и степени выраженности стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности учреждения медико-социальной экспертизы оснащаются специальным диагностическим оборудованием. Действующее законодательство не обязывает специалистов учреждений МСЭ при вынесении экспертных решений основываться исключительно заключениями ВВК, либо других медицинских организаций.
Оценив имеющие по делу доказательства в их совокупности, с учетом вышеизложенных обстоятельств и норм закона, суд приходит к выводу, что оснований для признания решения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю № от 14.11.2019г. об отказе ФИО2 в установлении инвалидности незаконным не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю о признании медико-социальной экспертизы незаконной - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: