УИД №
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2021 года г. Миллерово
Ростовская область
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Мишель Г.Б.,
при помощнике судьи Сологубове В.А.,
с участием представителя истца Морозова С.Н.,
представителя ответчика дежурного адвоката - Османова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области к Манжилееву Андрею Александровичу о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области обратилась в Миллеровский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Манжилееву Андрею Александровичу о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.
В обоснование искового заявления истцом указано, что в соответствии с ч.3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Согласно перечню приграничных территорий, утвержденного Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26, муниципальное образование «Миллеровский район» Ростовской области является приграничной территорией.
Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона ему не может принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество. В соответствии с п.2 ч.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238). Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса РФ, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона ему не может принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течении года с момента возникновения права собственности на имущество. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 ст.238 ГК РФ, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области, гражданин Украины Манжилеев А.А. является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
С момента приобретения права собственности по настоящее время им не предпринималось действий по отчуждению земельного участка в соответствии со ст.238 Гражданского кодекса РФ. В Администрацию Ольхово-Рогского сельского поселения ответчик по вопросу отчуждения земельного участка по адресу: <адрес>, не обращался. Ответчиком нарушено земельное и гражданское законодательство Российской Федерации. С целью досудебного решения вопроса в адрес Манжилееву А.А. было направлено письмо о необходимости произвести действия по отчуждению земельного участка (исх. № от 16.08.2019).
В связи с чем истец просил суд: обязать Манжилеева Андрея Александровича, 09.12.1962 года рождения, произвести отчуждение земельного участка принадлежащего ему на праве собственности с кадастровым №, земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Морозов С.Н. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме, пояснения дал в рамках искового заявления. При этом дополнил, что в связи с отсутствием почтового сообщения с <адрес> они неоднократно через родственницу ответчика ФИО2 уведомляли Манжилеева А.А. о необходимости произвести отчуждение вышеуказанного земельного участка. Однако ответчик до настоящего времени не принял меры по отчуждению указанного земельного участка.
Ответчик Манжилеев А.А. в судебное заседание не явился. Сведения о надлежащем уведомлении ответчика в материалах гражданского дела отсутствуют. С учетом фактических обстоятельств дела суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие, в соответствии со ст. 119 ГПК РФ, с участием представителя ответчика, назначенного судом, в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Представитель ответчика дежурный адвокат Османов А.А. в судебном заседании просил при вынесении решения учесть интересы ответчика и постановить законное и обоснованное решение.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные письменные доказательства, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Манжилеев А.А., являющийся на момент регистрации права собственности гражданином Украины, с 10.06.2009 года на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым №, общей площадью 1400 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
Статьей 8 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (пп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ).
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускалось предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам. Указанные земельные участки могут быть предоставлены иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве аренды.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года N 2970-О «По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации», принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Муниципальное образование «Миллеровский район» входит в перечень пограничных территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26.
Суд, удовлетворяя требования истца, учитывает то, что ответчик Манжилеев А.А., являясь гражданином Украины, не может обладать правом собственности на земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Наличие данных обстоятельств является основанием для применения в установленном порядке положений ст. 238 ГК РФ о понуждении к отчуждению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как истец при подаче иска от уплаты государственной пошлины освобожден на основании п. 2 ст. 333.36 НК РФ, то государственную пошлину, пропорциональную размеру удовлетворенных судом исковых требований, что составляет 300 рублей, надлежит взыскать с ответчика в доход местного бюджета.
При этом суд учитывает, что ответчик Манжилеев А.А. не обладает льготами, в соответствии со ст.333.16 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области к Манжилееву Андрею Александровичу о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Манжилеева Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произвести отчуждение земельного участка принадлежащего ему на праве собственности с кадастровым номером №, земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Манжилеева Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Средства по уплате госпошлины направляются на имя получателя: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено 03.02.2021 года, после чего может быть получено сторонами.
Судья Миллеровского районного суда
Ростовской области Г.Б. Мишель
Решение в окончательной форме
изготовлено 03.02.2021 года.