УИД 27RS0021-01-2022-000468-10
РЕШЕНИЕ
по протесту прокурора на постановление
о прекращении дела об административном правонарушении
п. Переяславка 20 апреля 2022 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Коваленко А.О., с участием старшего помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края Иксарица В.И., рассмотрев протест прокурора района имени Лазо на постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № 15/21 от 10 марта 2022 года о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева Сергея Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 10 марта 2022 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В. прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и Кошкарев С.В. освобожден от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор района имени Лазо Хабаровского края Чуйко А.А. обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 10.03.2022 № как незаконное, необоснованное. В нарушение ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ административной комиссией муниципального района имени Лазо, прокурор района имени Лазо о месте и времени рассмотрения, возбужденного им 18.02.2022 дела об административном правонарушении не извещен, в связи с чем участия не принял. Данное обстоятельство, также подтверждается текстом обжалуемого постановления, в котором не указано на извещение надлежащим образом прокурора района имени Лазо.
Одновременно с жалобой прокурором района имени Лазо Хабаровского края Чуйко А.А. подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования указанного постановления.
Согласно статье 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.
Как усматривается из материалов дела, постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 10 марта 2022 года поступило в прокуратуру района имени Лазо 25 марта 2022 года, протест на постановление поступил в суд 29 марта 2022 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на опротестование постановления административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 10.03.2022 необходимо отказать, поскольку данный срок прокурором района имени Лазо Хабаровского края пропущен не был.
Представитель государственного органа, чье постановление обжалуется, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Глава администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарев С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил.
Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения жалобы судьей.
Старший помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края Иксарица В.И. в судебном заседании протест поддержал в полном объеме по обстоятельствам, в нем изложенным. Дополнительно указал на необоснованно длительное не направление административной комиссией в адрес прокурора постановления о прекращении дела об административном правонарушении, что привело к истечению срока давности привлечения виновного должностного лица к административной ответственности и фактического уклонения его от наказания за совершенное правонарушение.
Выслушав старшего помощника прокурора, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий соответствующего поселения, городского округа, указанных в приложении к настоящему Кодексу, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до девяти тысяч рублей.
Из представленных материалов следует, что 18.02.2022 прокурором района имени Лазо Хабаровского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В. по факту того, что в ходе выездной проверки 31.01.2022 прокуратурой установлено наличие на участке местности, расположенного в п. Переяславка, на пересечении <адрес> несанкционированной свалки отходов, состоящего из бытового мусора, в нарушение Правил благоустройства городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В., направлено на рассмотрение административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края, согласно штампу получено административной комиссией 25.02.2022.
28.02.2022 главным специалистом (секретарем административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, № в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В..
10.03.2022 административной комиссией муниципального района имени Лазо Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В. вынесено постановление № о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освобождении Кошкарева С.В. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 10.03.2022 следует, что он был составлен должностным лицом административной комиссии в отсутствие прокурора района имени Лазо Хабаровского края
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).
Аналогичная позиция изложена в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой, в соответствии с ч. 2 ст. 25 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы права, административный орган обязан уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения инициированного им дела об административном правонарушении. Такой порядок участия в административных делах позволяет прокурору реализовать полномочия в сфере административного наказания, путем принятия мер прокурорского реагирования как средства обеспечения законности.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии у административного органа законного основания для составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В., и вынесении на его основании постановления о прекращении дела об административном правонарушении, поскольку прокурор района имени Лазо не был уведомлен должным образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Более того, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве основания для возбуждения дела об административном правонарушении не только составление протокола об административном правонарушении но и вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое фактически приравнивается к протоколу и не требует его отдельного составления. В связи с указанным у административного органа отсутствовали основания для составления в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева С.В. протокола об административном правонарушении № от 28.02.2022.
Данные процессуальные нарушения являются существенными, влекут незаконность составленного протокола об административном правонарушении, а также всех процессуальных документов, составленных на основании данного протокола.
Указанное свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края с нарушением требований, установленных ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, которые не позволили административному органу всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену состоявшегося постановления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 № 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
При установленных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что опротестованное постановление от 10.03.2022 подлежит отмене, как принятое с существенным нарушением норм процессуального права.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения, имели место 31.01.2022.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях составляет два месяца.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Таким образом, срок давности привлечения главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева Сергея Владимировича к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 31.03.2022.
Исходя из взаимосвязи положений ст. 4.5 и ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии вины лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, что также исключает возможность повторного рассмотрения дела административным органом, и в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, в отношении главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева Сергея Владимировича по ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
протест прокурора района имени Лазо Хабаровского края Чуйко А.А. – удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 10 марта 2022 года о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края Кошкарева Сергея Владимировича – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.О. Коваленко