Решение по делу № 2-1751/2023 от 26.09.2023

Дело № 2-1751/2023

64RS0048-01-2023-002548-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года                         г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.

при секретаре судебного заседания Никишиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета культурного наследия Саратовской области к Шевченко Г.К. , Семенову Д.В. , третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований, общество с ограниченной ответственностью «Хапилин» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия

Установил:

Комитет культурного наследия Саратовской области обратился в суд с иском о понуждении Шевченко Г.К. в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу устранить имеющиеся нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия путем демонтажа блока системы кондиционирования размещенного на стене фасада объекта культурного наследия со стороны <адрес>, о понуждении Семенова Д.В. в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу устранить имеющиеся нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия путем демонтажа 2-х систем оптико- электронных устройств (система видеонаблюдения) размещенных на стене фасада объекта культурного наследия во внутридомовой территории <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что в адрес истца поступила информация о размещении на стене фасада многоквартирного дома <адрес> систем кондиционирования и видеонаблюдения. В соответствии с приказом комитета культурного наследия Саратовской области от 18.05.2022 «О включении выявленного объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в категории объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ территории, требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и предмета охраны» здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой врач И.С. Брода, в котором в 1935-1953 г.г. жил народный артист СССР О.П. Табаков», 1914 г., кон. 1950-х годов. Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости правообладателем жилого помещения квартиры в жилом доме по <адрес> является Шевченко Г.К., правообладателем жилого помещения квартиры является Семенов Д.В.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчики и третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований, в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела по существу.

Суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему.

Установлено приказом комитета культурного наследия Саратовской области от 18.05.2022 «О включении выявленного объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в категории объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ территории, требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и предмета охраны» здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой врач И.С. Брода, в котором в 1935-1953 г.г. жил народный артист СССР О.П. Табаков», 1914 г., кон. 1950-х годов.

Согласно приложению к приказу комитета культурного наследия Саратовской области от 18.05.2022 установлен предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения.

Согласно приказу Министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» являлся выявленным объектом культурного наследия.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 02.09.2022 постановлено зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой врача И.С. Брода, в котором в 1935-1953 гг жил народный артист СССР О.П. Табаков», 1914г., кон. 1950-х годов, расположенных по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации т присвоить ему регистрационный номер <данные изъяты>.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится под управлением ООО «Хапилин» с 01.01.2021.

ООО «Хапилин» выявлено нахождение на фасаде многоквартирного дома наружных блоков сплит- системы и видеокамер наружного наблюдения, в частности в границах квартиры размещен блок кондиционера, в границах квартиры размещены 2 видеокамеры наружного наблюдения, что подтверждается представленным обращением директора ООО «Хапилин» и фотоматериалом.

Собственником квартиры дома <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, является Семенов Д.В., тогда как собственником квартиры дома <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, является Шевченко Г.К., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Установив указанные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что размещение на фасаде дома, являющегося объектом культурного наследия, внешних блоков кондиционеров и систем видеонаблюдения является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на отделочные материалы объекта, ухудшает условия, необходимые для его сохранности.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, исходя из его предмета и основания, возражений ответчика относительно иска.

При этом под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает. В основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения. Предметом исковых требований является материально-правовое требование истца к ответчикам.

В данном случае, свои исковые требования истец обосновывал необходимостью охраны объекта культурного наследия, исходя из предмета охраны и положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

В силу пункта 9 статьи 16.1 закона N 73-ФЗ, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Согласно ст.47.3 Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 2.1) выполнять не затрагивающие предмета охраны работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 56.1 настоящего Федерального закона; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, исходя из положений ст. 33 Федерального закона.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 указанного закона, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Пункт 1 статьи 18 данного закона устанавливает, что ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 закона N 73-ФЗ, объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.

Статья 47.1 указанного Федерального закона предусматривает, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные требования закона определили, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Обращаясь с настоящим иском, ссылалась на совершение ответчиками действий, приведших к изменению предмета охраны - внешнего фасада жилого дома, выразившихся в установке внешнего блока кондиционера и системы видеонаблюдения.

Из материалов дела следует, что жилой дом, отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

Жилой дом по ул. <адрес> включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно паспорта объекта культурного наследия, указаны сведения о границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, граница территории объекта проходит от точки 1 до точки 2 – по «красной линии» ул. Б.Казачья; от точки 2 до точки 3 3- по «красной линии» пер. Мирный; от точки 3 до точки 5 – по северо-восточной границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>- от точки 5 до точки 1 – по юго-восточной границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно пункту 1 статьи 40 закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу статьи 47.6 закона N 73-ФЗ, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 1), в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона (подпункт 1 пункта 2).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 закона N 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.

На основании пункта 11 статьи 47.6 данного закона, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В силу приведенных положений статьи 40 и пункта 2 статьи 47.3 закона N 73-ФЗ, совершение действий и работ, направленных на изменение предмета охраны, без соответствующей экспертизы и согласования, в нарушение соответствующего охранного обязательства, представляют собой правонарушение, влекущее применение мер ответственности в виде необходимости приведения объекта в первоначальное состояние в соответствии с предметом охраны и охранным обязательством. В данном случае, на ответчиков необходимо возложить обязанность по приведению объекта культурного наследия в его первоначальное архитектурное состояние, с целью сохранения памятного восприятия, восстановления облика здания.

Помимо этого, в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ, государственная охрана включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

При этом в силу статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Сами работы проводятся в соответствии с установленными проектами

руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Комитета культурного наследия Саратовской области к Шевченко Г.К. , Семенову Д.В. , третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований, общество с ограниченной ответственностью «Хапилин» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия удовлетворить.

Обязать Шевченко Г.К. , паспорт <данные изъяты> в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу устранить имеющиеся нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, путем демонтажа блока системы кондиционирования размещенного на стене фасада объекта культурного наследия со стороны <адрес>.

Обязать Семенова Д.В. , паспорт <данные изъяты> в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу устранить имеющиеся нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, путем демонтажа двух систем оптико-электронных устройств (системы видеонаблюдения) размещенных на стене фасада объекта культурного наследия во внутридомовой территории на уровне <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2023.

Судья                                    О.В. Шамаилова

26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Подготовка дела (собеседование)
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее