Решение по делу № 2-607/2020 от 07.11.2019

Дело № 2-607/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                                04 марта 2020 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В. при секретаре Лемешко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сардыко Дмитрия Сергеевича к Администрации города Ялты, Обществу с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой», Совету Министров Республики Крым, третьи лица, - Ялтинский городской совет Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, о признании недействительным соглашения о реализации инвестиционного проекта,

у с т а н о в и л:

Сардыко Д.С.. обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. По данным публичной кадастровой карты на двух земельных участках с кадастровым номером №<номер> и №<номер> построено здание многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа Приморский: с кадастровым номером №<номер> площадью 4331,3 кв.м., состоящее из 49 помещений торгово-бытового назначения, и с кадастровым номером №<номер> площадью 5542,7 кв.м., состоящее из 62 помещений торгово-бытового назначения. Данная территория ранее использовалась для обслуживания пляжа Приморский, то есть для предоставления населению города и туристам по пляжному отдыху. Кроме того, при возведения комплекса были снесены часть зеленых насаждений. 26 апреля 2018 года между Советом министров Республики Крым, Администрацией города Ялта и Обществом с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой» было заключено Соглашение №<номер> о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта «Реконструкция набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский» в городе Ялта» на базе земельных участков общей площадью 4152 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в том числе: земельный участок №<номер> площадью 2211 кв.м., кад. №<номер>; земельный участок №<номер> площадью 1941 кв.м., кад. №<номер>. Данное соглашение не прошло согласования с Ялтинским городским Советом как уполномоченным муниципальным образованием органом власти, подписано неуполномоченным лицом; реализация соглашения направлена на нарушение публично-правовых запретов по использованию территории общего пользования и нарушает права истца на благоприятную окружающую природную среду. Просит признать недействительным указанное соглашение в редакции дополнительного соглашения.

В судебном заседании истец поддержал иск, просил удовлетворить.

В судебном заседании Администрации города Ялты, ООО «Крыммонтажстрой», Совету Министров Республики Крым возражали против удовлетворения иска.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №<номер>, площадью 4676 кв. метров, по адресу: <адрес> категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство, зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №<номер> площадью 2386 кв. м. по адресу: <адрес> категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – отдых (рекреация), также зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым.

26 апреля 2018 года между Советом министров Республики Крым, Администрацией города Ялта и Обществом с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой» было заключено Соглашение №<номер> о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта «Реконструкция набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский» в городе Ялта» на базе земельных участков общей площадью 4152 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в том числе: земельный участок №<номер> площадью 2211 кв.м., кад. №<номер>; земельный участок №<номер> площадью 1941 кв.м., кад. №<номер>.

Пунктом 2.6 Инвестиционного соглашения определены социальные обязательства по проекту, согласно которых Инвестор обязан передать в собственность муниципального образования ориентировочно 3000 кв. метров реконструируемых и вновь созданных площадей многофункционального комплекса.

В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения, мерами поддержки Республики Крым являются предоставление Инвестору в аренду сроком на 49 лет земельных участков, общей площадью 4152 кв. метров, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения, Инвестор имеет право распоряжаться принадлежащими ему на правах аренды земельными участками при реализации инвестиционного проекта по своему усмотрению, а также обязан обеспечивать соблюдение норм и требований природоохранного законодательства Российской Федерации (п. 5.2.10).

В соответствии с пунктом 10.1 Соглашения, оно вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2066 года.

Пунктом 12 Соглашения предусмотрены основания его досрочного прекращения.

29 декабря 2018 года между сторонами было заключено Дополнительное соглашение №<номер>, в соответствии с которым уточнен пункт 1.1 Соглашения о том, что его предметом является реализация инвестиционного проекта «Реконструкция набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский» в городе Ялта» на базе земельных участков общей площадью 7 062 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> кад. №<номер> площадью 4676 кв.м. и земельный участок №<номер>, кад. №<номер> площадью 2386 кв. метров.

Постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 10 декабря 2018 года был утвержден проект планировки центральной части города Ялты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и проект межевания территории в районе ул. Ленина и пляжа «Приморский» города Ялта муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Земельный участок №<номер> с кад. номером №<номер> площадью 4676 кв. метров расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства общественно – делового назначения, его вид разрешенного использования – предпринимательство.

Земельный участок №<номер> с кад. номером №<номер> площадью 2386 кв. метров также расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства.

Постановлением Администрации города Ялта №<номер> от 26 февраля 2019 года, в целях реализации вышеуказанного инвестиционного соглашения и дополнений к нему, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта предписано заключить с Обществом с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой» договор аренды земельных участков с кад. номерами №<номер> и №<номер>

26 февраля 2019 года между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице заместителя начальника Департамента имущественных и земельных отношений и Обществом с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой» был заключен договор сроком на 49 лет договор аренды земельного участка №<номер> с видом разрешенного использования «предпринимательство» и №<номер> с видом разрешенного использования «Отдых (рекреация)», расположенных в <адрес>

Договор аренды зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27.02.2019 года.

06.03.2019 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта были выданы градостроительные планы в отношении вышеуказанных земельных участков, в соответствии с установленными в отношении них основными видами разрешенного использования.

25.04.2019 года ГАУ РК «Государственная строительная экспертиза» было выдано положительное заключение экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изыскания в отношении «Реконструкции набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский в городе Ялта», выводами которой установлено, что проектная документация по объекту капитального строительства соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно – эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации предусмотренных в соответствии с частью 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.

26.04.2019 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрировано Декларации на начало выполнения строительных работ № РК №<номер> на 1-й этап строительства Реконструкции набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский в городе Ялта» и № РК №<номер> на 2-й этап строительства вышеуказанного объекта.

05.06.2019 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрировано Декларации о готовности к эксплуатации по 1-му и 2-му этапу строительства, в соответствии с которыми Реконструкция набережной пляжа «Приморский» с созданием многофункционального комплекса по его обслуживанию считается законченной.

Распределение бремени доказывания на основании статьи 56 ГПК РФ возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.

В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Вместе с тем, говоря о свободе выбора способа защиты, следует учитывать, что выбор может осуществляться только среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

По мнению истца, его права соглашением нарушены, поскольку коммерческой недвижимостью застроены земли, которые отнесены к территории земель общего пользования и которыми беспрепятственно должен пользоваться неограниченный круг лиц.

Пунктом 12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые в том числе набережными, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 1 ст. 262 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 8 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Вместе с тем, из собранных по делу доказательств не усматривается, что в результате реконструкции, которая была осуществлена ответчиком, были сокращены территории общего пользования, а также ограничено право истца на доступ к пляжу или набережной пляжа «Приморский»; земельные участки, на которых были осуществлены строительные работы, до настоящего времени находятся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта, не переданы ответчику в порядке приватизации, в связи с чем, истцом не доказано нарушение его законных прав и интересов.

Судом установлено, что реконструкция набережной пляжа с созданием многофункционального комплекса по обслуживанию пляжа «Приморский» произведена на земельных участках, предоставленных ООО «Крыммонтажстрой» на условиях договора аренды, для строительства указанного объекта, с соблюдением установленных земельным участкам видов их разрешенного использования, на основании градостроительных планов застройки земельных участков, а также выданных в установленном порядке разрешений на строительство, на основании проектной документации, согласованной в установленном законом порядке.

Объект в установленном законом порядке введен в эксплуатацию уполномоченным органом, что также подтверждает законность его возведения и его соответствие градостроительным, строительным нормам и правилам.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации определены Федеральным Законом № 39-ФЗ от 25.02.1999 года.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона, объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 39-ФЗ, отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 166 ГК Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным этим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 168 ГК Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Из положений данных правовых норм следует, что признание сделки недействительной в силу ничтожности возможно в силу ее несоответствия федеральным законам и иным правовым актам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Пунктом 2 статьи 3 ГК Российской Федерации определено, что гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить данному Кодексу и иным законам (пункт 3 статьи 3 ГК Российской Федерации).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4 статьи 3 ГК Российской Федерации).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 ГК Российской Федерации).

Таким образом, законодателем установлено, что нормы гражданского права содержатся только в федеральных законах, иных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, составляющих гражданское законодательство.

Следовательно, положения статьи 168 ГК Российской Федерации о недействительности сделок в силу их ничтожности применяются в отношении сделок, в случае их несоответствия требованиям правовых актов, указанных в статье 3 ГК Российской Федерации, содержащих нормы гражданского права.

Как установлено судом, заключая 26.04.2018 года Инвестиционное соглашение с ООО «Крыммонтажстрой», Совет Министров Республики Крым и Администрация города Ялта, действовали в интересах Муниципального образования городской округ Ялта, с целью привлечения инвестиций, создания рабочих мест, строительства за счет инвестора и передачи в собственность муниципального образования помещений и элементов благоустройства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Судом установлено, что при заключении соглашения, Администрация города Ялта действовала как собственник спорных земельных участков.

Судом не установлено нарушений прав и охраняемых законом интересов истца оспариваемым соглашением, в связи с чем, право на оспаривание формы соглашения, содержания, его условий принадлежит исключительно сторонам сделки.

Требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Сардыко Дмитрия Сергеевича к Администрации города Ялты, Обществу с ограниченной ответственностью «Крыммонтажстрой», Совету Министров Республики Крым, третьи лица, - Ялтинский городской совет Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, о признании недействительным соглашения о реализации инвестиционного проекта, отказать.

Решение суда в окончательной форме составлено 06.03.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                     Двирнык Н.В.

2-607/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сардыко Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Администрация города Ялты Республики Крым
Общество с ограниченной ответственностью "Крыммонтажстрой"
Совет Министров Республики Крым
Другие
Глава муниципального образования городской округ Ялта -Председатель Ялтинского совета
Ялтинский городской совет Республики Крым
Министерство экономического развития Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Двирнык Надежда Викторовна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.12.2019Предварительное судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее