Дело № 2а-59-2018
(№2а-760-2017)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Балезино 12 января 2018 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В., с участием
административного истца помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Мальгинова С.А.,
представителя административного ответчика администрации МО «Пыбьинское» Русских В.Л., действующей на основании Устава,
при секретаре Касаткиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР к администрации МО «Пыбинское» об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Балезинского района УР обратился в Балезинский районный суд УР с указанным административным иском.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле в ходе, которой установлено следующее.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 13l-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона № 13l-ФЗ.
Пунктом 14 ч.1 ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 года №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ст.7 Устава МО «Пыбьинское» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 13l-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанного закона финансовые обязательства, средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьями 1 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 года №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В силу п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Однако в ходе проверки установлено, что на территории кладбища, расположенного в <адрес>, УР, отсутствует огражденная площадка с твердым покрытием для мусоросборника, что отражено в справке прокуратуры о проверке исполнения законодательства о благоустройстве на территории МО «Пыбьинское» от 16.10.2017 года с приложенной фототаблицей.
Выявленные нарушения нарушают право каждого на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции РФ.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Обращение прокурора с данным исковым заявлением обусловлено тем, что отсутствие специально отведенных мест для мусоросборника создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
В последующем прокурор изменил свои требования, просил обязать администрацию муниципального образования «Пыбьинское» провести работы по постановке земельного участка, на котором расположено кладбище в <адрес>, УР, на кадастровый учет с последующим присвоением кадастрового номера в срок до 01 июля 2018 года; обязать устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем обустройства огражденной площадки с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) для мусоросборников на территории кладбища в <адрес> УР, в срок до 01 декабря 2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора Балезинского района УР Мальгинов С.А. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Пыбьинское» Русских В.Л. исковые требования с учетом изменения исковых требований признала, пояснила, что в бюджете отсутствуют денежные средства на проведение данных мероприятий, устранение указанных нарушений необходимо провести в разумные сроки.
Заслушав административного истца, доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 15 Конституции РФ определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании части 2 статьи 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.В силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст.38,39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 были утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Указанные санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения и предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования данных санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности. В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствие с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); благоустройство территории. Пунктами 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним; площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).Пунктом 14 ч.1 ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 года №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ст.7 Устава МО «Пыбьинское» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.Из материалов дела следует, что на территории Администрации МО «Пыбьинское» имеется действующее кладбище. Земельный участок, на котором расположено кладбище, на кадастровый учет не поставлен, кадастровый номер участку не присвоен.В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории кладбища, расположенного в <адрес>, УР, отсутствует огражденная площадка с твердым покрытием для мусоросборника, что подтверждается в справке прокуратуры о проверке исполнения законодательства о благоустройстве на территории МО «Пыбьинское» от 16.10.2017 года с приложенной фототаблицей. В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно статей 209, 215 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.В силу статьи 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Таким образом, по смыслу закона признание права собственности на вещь, в том числе земельный участок, возможно только в случае, если вещь обладает индивидуально-определенными признаками, дающими возможность выделить ее из других вещей, характеризующими ее как уникальную. Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, составляет казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строения, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер по постановке земельного участка, на котором расположено кладбище в <адрес>, УР, на кадастровый учет и обустройства огражденной площадки с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) для мусоросборников на территории кладбища в <адрес> УР, отнесено к полномочиям администрации муниципального образования «Пыбьинское».Выявленные нарушения ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно Уставу Администрации муниципального образования «Пыбьинское» является органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Балезинского района УР к администрации МО «Пыбинское» об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Пыбьинское» провести работы по постановке земельного участка, на котором расположено кладбище в <адрес>, УР, на кадастровый учет с последующим присвоением кадастрового номера в срок до 01 июля 2018 года; обязать устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем обустройства огражденной площадки с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) для мусоросборников на территории кладбища в <адрес> УР, в срок до 01 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2018 года
Судья С.В. Гафурова