Решение по делу № 33-12572/2024 от 24.06.2024

Судья Галиуллин А.Р. УИД 16RS0046-01-2023-012473-15

Дело № 2-742/2024

№ 33-12572/2024

учёт № 129г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2024 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Зариповой Р.Н., Сафиуллиной Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Прохоровой Л.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зариповой Р.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2024 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Матвеевой Яне Владимировне, .... г.р. (....) по месту её жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Янусика А.С., Матвеевой Я.В., возражавших доводам жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Альметьевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Матвеевой Яны Владимировны к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Матвеева Я.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением жилищной комиссии от 24 ноября 2017 года Матвеева Я.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда.

До настоящего времени Матвеева Я.В. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем истец просит обязать ответчика предоставить Матвеевой Я.В. по месту ее жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить, указывая о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства, в связи с чем просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кроме того, указывает, что Матвеева Я.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда к ответчику не обращался.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции сторона истца -Матвеева Я.В., прокурор ЯнусикА.С. возражали доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года
№ 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.

Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан» от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 24.11.2017 № 68 Матвеева Я.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

До настоящего времени Матвеева Я.В. жилым помещением не обеспечена, уполномоченный орган в лице Министерства образования и науки Республики Татарстан имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что Матвеева Я.В. поставлена на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, при этом руководствовался положениями Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которым на Министерство образования и науки Республики Татарстан возложена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения.

Данные выводы суда являются правильными.

На основании пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон Республики Татарстан № 8), жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.

Действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении указанных норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства судебная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

Как следует из материалов дела, иск Альметьевского городского прокурора правомерно принят судом к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку исходя из его обращения усматривается спор о праве истца на обеспечение его жильем за счет государственных средств. При таком положении заявленные требования не могли быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость направления дела в суд первой инстанции по этим основаниям являются ошибочной, поскольку в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца не подлежали удовлетворению ввиду того, что Матвеева Я.В. не обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, также являются несостоятельными.

По смыслу закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей само по себе означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, оснований для признания такого лица нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения. При этом отсутствие указанного заявления при длительном ожидании обеспечения жилым помещением и подтверждение нуждаемости в ходе судебного разбирательства, а в данном конкретном случае такая нуждаемость подтверждена, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются и ответом Министерства образования и науки Республики Татарстан на обращение истца от 28 июля 2022 года за исх. М-5324/22-1 (л.д. 10).

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья Галиуллин А.Р. УИД 16RS0046-01-2023-012473-15

Дело № 2-742/2024

№ 33-12572/2024

учёт № 129г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2024 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Зариповой Р.Н., Сафиуллиной Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Прохоровой Л.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зариповой Р.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2024 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Матвеевой Яне Владимировне, .... г.р. (....) по месту её жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Янусика А.С., Матвеевой Я.В., возражавших доводам жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Альметьевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Матвеевой Яны Владимировны к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Матвеева Я.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением жилищной комиссии от 24 ноября 2017 года Матвеева Я.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда.

До настоящего времени Матвеева Я.В. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем истец просит обязать ответчика предоставить Матвеевой Я.В. по месту ее жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить, указывая о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства, в связи с чем просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кроме того, указывает, что Матвеева Я.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда к ответчику не обращался.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции сторона истца -Матвеева Я.В., прокурор ЯнусикА.С. возражали доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года
№ 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.

Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан» от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 24.11.2017 № 68 Матвеева Я.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

До настоящего времени Матвеева Я.В. жилым помещением не обеспечена, уполномоченный орган в лице Министерства образования и науки Республики Татарстан имеющиеся перед истцом обязательства не исполнил.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что Матвеева Я.В. поставлена на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, при этом руководствовался положениями Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которым на Министерство образования и науки Республики Татарстан возложена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения.

Данные выводы суда являются правильными.

На основании пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон Республики Татарстан № 8), жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.

Действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении указанных норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства судебная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

Как следует из материалов дела, иск Альметьевского городского прокурора правомерно принят судом к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку исходя из его обращения усматривается спор о праве истца на обеспечение его жильем за счет государственных средств. При таком положении заявленные требования не могли быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость направления дела в суд первой инстанции по этим основаниям являются ошибочной, поскольку в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца не подлежали удовлетворению ввиду того, что Матвеева Я.В. не обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, также являются несостоятельными.

По смыслу закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей само по себе означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, оснований для признания такого лица нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения. При этом отсутствие указанного заявления при длительном ожидании обеспечения жилым помещением и подтверждение нуждаемости в ходе судебного разбирательства, а в данном конкретном случае такая нуждаемость подтверждена, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются и ответом Министерства образования и науки Республики Татарстан на обращение истца от 28 июля 2022 года за исх. М-5324/22-1 (л.д. 10).

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 24 января 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-12572/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
24.06.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024Передано в экспедицию
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее