Судья Пискунова И.В. Дело №33а-2755/2019
37RS0010-01-2019-001525-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2019 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.
судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мудровой Е.В.,
административное дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Ивановской области на решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Гаврилова Павла Вячеславовича к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение Департамента социальной защиты населения Ивановской области об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства, обязать включить административного истца в указанный список, восстановить срок на обжалование решения Департамента социальной защиты населения Ивановской области.
Требования мотивированы тем, что решением Череповецкого городского народного суда Вологодской области от 06 декабря 1995 года Гаврилова И.А. и Гаврилов В.А. были лишены родительских прав в отношении административного истца. 20 июня 2007 года Гаврилов П.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Череповца Вологодской области.
24 апреля 2019 года Гаврилов П.В. обратился в Департамент социальной защиты населения Ивановской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Ивановской области, мотивировав изменением места жительства, указав, что ранее состоял в списке по Вологодской области.
Письмом начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Т.В. от 17 мая 2019 года Гаврилову П.В. отказано во включении в указанный список.
По мнению административного истца, отказ во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства является незаконным, нарушающим его право на получение жилья по месту жительства.
Определением от 31 июля 2019 года административные исковые требования Гаврилова П.В. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц к ним относящихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Ивановской области, выделены в отдельное производство.
Решением Ленинского районного суда города Иваново от 31 июля 2019 года административные исковые требования Гаврилова П.В. удовлетворены частично: признан незаконным отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области о включении Гаврилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства; в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент социальной защиты населения Ивановской области подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Шестова П.В. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, настаивала на ее удовлетворении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административный истец Гаврилов П.В. и его представитель Салаутин А.Н., представители заинтересованных лиц – мэрии города Череповца Вологодской области, Отдела опеки и попечительства мэрии города Череповца Вологодской области, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаврилов П.В. с 31 августа 2005 года по 30 июня 2009 года обучался и находился на полном государственном обеспечении в ФГБОУ «Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Е.Д.Стасовой». В период с 29 июня 2012 года по 30 июня 2016 года Гаврилов П.В. являлся студентом ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», проживал в общежитии университета.
Со 02 марта 1999 года по настоящее время Гаврилов П.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> фактически проживает по адресу: г<адрес> по договору краткосрочного найма жилого помещения.
24 апреля 2019 года Гаврилов П.В. обратился в Департамент социальной защиты населения Ивановской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Ивановской области, мотивировав изменением места жительства, указав, что ранее состоял в списке по Вологодской области.
Письмом начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Т.В. от 17 мая 2019 года №2308-023/18-23 Гаврилову П.В. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории Ивановской области, в связи с тем, что истец включен в Список на территории г.Череповца Вологодской области и подлежит обеспечению жилым помещением на территории г.Череповца, кроме того законом не предусмотрена возможность исключения из Списка по прежнему месту жительства и включение в Список по новому месту жительства для лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Гаврилов П.В., ранее до достижения им возраста 23 лет включенный в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как изменивший место жительства и постоянно проживающий на территории города Иваново, вправе был поставить вопрос о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Иваново, и отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области во включении Гаврилова П.В. в указанный список является незаконным, нарушающим право административного истца на обеспечение жилым помещением по месту жительства.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения Ивановской области утверждает, что в соответствии с изменениями действующего законодательства с 01 января 2019 года отказ во включении в список по новому месту жительства оформляется распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства, в то время как письменное обращение Гаврилова П.В. было рассмотрено в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ему даны соответствующие разъяснения, не содержащие отказа во включение в список на территории Ивановской области.
Судебная коллегия полагает несостоятельными указанные доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Федеральный закон от 12 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Положения части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).
Данные Правила устанавливают порядок формирования списка, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (пункт 2 Правил).
При перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители (пункт 23 Правил).
Орган по новому месту жительства не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации по запросам в соответствии с пунктом 30 Правил принимает одно из следующих решений: а) о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства; б) об отказе во включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (пункт 34 Правил).
Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае: наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 35 Правил).
Решение о включении в список по новому месту жительства или об отказе во включении в список по новому месту жительства оформляется распорядительным актом органа по новому месту жительства, копия которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется лицам, указанным в пункте 23 настоящих Правил, способом, обеспечивающим подтверждение ее получения, а также органу по прежнему месту жительства, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (пункт 36 Правил).
Из материалов дела следует, что Гаврилов П.В. 24 апреля 2019 года обратился в Департамент социальной защиты населения Ивановской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилищного фонда по Ивановской области, указав, что включен в указанный список на территории Вологодской области.
Начальником Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Т.В. Гаврилову П.В. дан ответ от 17 мая 2019 года №2308-023/18-23, в котором со ссылками на положения постановления Правительства от 04 апреля 2019 года №397, указано на отсутствие оснований для включения Гаврилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории Ивановской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из буквального содержания ответа Департамента социальной защиты населения Ивановской области, судебной коллегией установлено, что с учетом характера ответа, содержащихся в нем формулировок, данный документ является именно решением органа исполнительной власти – Департамента социальной защиты населения Ивановской области, которым не дается разъяснение действующего законодательства заявителю по вопросу предоставления жилого помещения, а выносится решение об отказе во включении административного истца в список для обеспечения жилым помещением со ссылками на нормы законодательства. При этом оформление данного решения в виде письма, а не в форме распорядительного акта не свидетельствует об отсутствии возможности у административного истца оспорить его в судебном порядке.
Утверждение апелляционной жалобы о включении Гаврилова П.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории города Череповца Вологодской области, и, соответственно, предоставления ему жилого помещения на территории города Череповца Вологодской области, судебная коллегия не может признать обоснованным.
Судом установлено, что Гаврилов П.В. является уроженцем города Череповец Вологодской области. Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 декабря 1995 года родители административного истца были лишены родительских прав.
20 июня 2007 года Гаврилов П.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории города Череповец Вологодской области.
Согласно справке от 30 июня 2009 года, Гаврилов П.В. с 31 августа 2005 года по 30 июня 2009 года воспитывался, обучался и находился на полном государственном обеспечении в ФГОУ «Ивановская школа-интернат им. Е.Д.Стасовой» и относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гаврилов П.В. имеет регистрацию на территории города Иваново, где также фактически проживает в настоящее время.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Пунктом 23 постановления Правительства № 397 от 04 апреля 2019 года предусмотрена возможность при перемене места жительства детей-сирот исключение их из Списка по прежнему месту жительства и включение в Список субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, что и было сделано административным истцом в период действия указанного постановления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Гаврилов П.В. зарегистрирован и фактически проживает на территории города Иваново, в городе Череповец Вологодской области административный истец не проживает с 2005 года, вывод суда первой инстанции о том, что он имеет право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещение в городе Иваново, признан судебной коллегией правильным.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении, выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется. По существу доводы жалобы сводятся к несогласию административного ответчика – Департамента социальной защиты населения Ивановской области с решением суда и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении административного спора и имели бы юридическое значение для рассмотрения административного дела по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Довод представителя административного ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с вступлением в законную силу 02 сентября 2019 года решения Ленинского районного суда г.Иваново от 03 июля 2019 года, которым административный ответчик обязан включить Гаврилова П.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит отклонению, поскольку указанное решение суда вступило в законную силу после вынесения обжалуемого решения суда, предметом рассмотрения административного иска по настоящему делу выступает именно решение Департамента социальной защиты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 июля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Мудрова
Судьи Е.О. Луковкина
Л.А. Степанова