Решение по делу № 2-636/2019 от 15.07.2019

Дело № 2-636/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 13 сентября 2019 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Еналиевой С.О., с участием от истца по доверенности от <дата> Чекурова А.Г., от ответчика по доверенности от <дата> Засорина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о возложении обязанности произвести отсыпку не эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, истец) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) к муниципальному образованию «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», в котором просило обязать ответчика в срок до <дата> провести отсыпку не эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов <адрес> на предусмотренную высоту, а именно: последний слой отходов полигона перекрыть окончательно наружным изолирующим слоем грунта в соответствии с п. 5.8, п. 5.9 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов».

В обоснование заявленных требования указано, что в адрес истца неоднократно поступали обращения граждан на возгорание (задымление) полигона твердых бытовых отходов (полигона ТБО) у <адрес>. В рамках рассмотрения обращения установлено, что полигон не эксплуатируется, проект решения о закрытии полигона находится на согласовании. Отсыпка полигона в нарушение требований п. 5.8, п. 5.9 СП 2.1.7.1038-01 не проведена. По имеющейся в Управлении Роспотребнадзора информации, на полигоне ТБО у <адрес> размещались отходы I-IV классов опасности. На полигоне при недостатке кислорода органические отходы подвергаются анаэробному брожению, что приводит к формированию смеси метана и угарного газа (так называемого «свалочного газа»). Возникающие в теле полигона газы и пары образуют собой влажную газовую смесь, основными составляющими которой являются метан и диоксид углерода. Из-за такого химического состава, а также наличия в свалочном газе других опасных компонентов, его эмиссия может вызвать негативное влияние на окружающую среду, проявляющееся в виде опасности пожара и взрыва, распространения соответствующего неприятного запаха. При горении пластмассы, резины, сжигании поролона, в атмосферу поступают ядовитые газы, опасные для здоровья. В результате гниения оставшегося в земле мусора образуется опасный газ, который трудно обнаружить ввиду отсутствия у него цвета и запаха.

Истец в лице представителя Чекурова А.Г. заявленные требования с учетом уточнения поддержал. Не оспаривая того обстоятельства, что по результатам замеров превышения ПДК не установлено, ссылался на поступление от проживающих в <адрес> жителей жалобы на неприятные запахи со стороны свалки, привлечение должностного лица администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, за непринятие мер по недопустимости возгорания полигона ТБО у <адрес>.

Ответчик в лице представителя Засорина Н.Н. против удовлетворения требований возражал по тем основаниям, что в суд обратилось лицо с неоформленными полномочиями; число и субъектный состав жителей <адрес> определен, к исковому заявлению не приложены документы, доказывающие предъявления иска в интересах конкретных лиц либо данные о том, что они не способны подать заявление в свою защиту самостоятельно. Истцом не приведено доказательств реальности нарушения прав жителей <адрес> на охрану здоровья. Наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ свидетельствует о незначительности и небольшой общественной опасности нарушения. Истцом не представлено доказательств того, что при задымлении производились замеры и их результаты превышают допустимые нормы. На территории Звениговского района не имеется организаций, производящих такие вредные химические вещества как полоний, бензапирен, фтороводород, талий и др., что свидетельствует о необоснованности искового заявления. Кроме того, истцом не доказано закрытие полигона ТБО, в то время как закрытие полигона происходит после его отсыпки, а в действующем законодательстве не установлено временных рамок того, когда происходит прекращение хозяйственной деятельности, отсыпка полигона на проектную отметку и его рекультивация.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указывало, что сторонами по делу заявляется информация о том, что полигон ТБО у д. <адрес> является недействующим. Подтверждение факта отсутствия хозяйственной деятельности в распоряжение Минприроды Республики Марий Эл не поступало. Закрытие полигона для приема отходов осуществляется в соответствии с п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России <дата>. Региональным проектом «Чистая страна» национального проекта «Экология» предусмотрено мероприятие «Рекультивация полигона ТБО у д. <адрес> Республики Марий Эл». Указанным проектом в 2020 году предусмотрены разработка проектно-сметной документации и проведение государственной экологической экспертизы, экспертизы сметной стоимости. Рекультивация полигона запланирована на 2022 год за счет средств федерального бюджета (субсидий) и республиканского бюджета Республики Марий Эл. Проведение рекультивации полигонов ТКО возможно лишь после включения их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, а для их включения в государственный реестр НВОС необходимым условием является отсутствие хозяйственной и иной деятельности.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарныеправила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, итехническими регламентами.

Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В силу ст. 39 Федерального закона № 52 на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52).

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 8 «Закона об отходах производства и потребления», пункта 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со статьей 3 от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществлять на основе принципа - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. У гражданина должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта не будет загрязнена окружающая среда, не будет создана опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью населения в будущем.

Из материалов дела следует и судом установлено, у <адрес> находится полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 18000 кв.м., в северо-западной части кадастрового квартала.

Судом установлено, что в соответствии с соглашением от <дата>, заключенным между администрацией муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и ООО «<.....>» прекращено действие договора аренды муниципального имущества от <дата> , объект – полигон ТБО, назначение: бытовые отходы, общая площадь 18 000 кв.м., лит. 1, адрес: <адрес>, сдан в муниципальную собственность.

Участвующими в деле лицами не оспаривалось, что в настоящее время полигон ТБО не эксплуатируется, въезд в него перекрыт шлагбаумом, решение о закрытии полигона на дату рассмотрения спора не принято.

Ответчиком доказательств того, что организован контроль за соблюдением требований в области обращения с отходами на полигоне ТБО у <адрес>, в рамках которого постановлено осуществлять контроль на запрет вывоза твердых бытовых отходов на эту свалку, обеспечить ограничение доступа посторонних лиц на ее территорию не представлено.

Закрытие полигона для приема отходов осуществляется в соответствии с п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02 ноября 1996 года.

В соответствии с пунктом 2.1 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.

Материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком требований Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. В силу п.п. 5.8, 5.9 указанных Санитарных правил закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.

Доказательств исполнения таких требований ответчиком не представлено.

Сторона истца утверждала, и иного судом не установлено, что захоронение отходов на полигоне ТБО представляет потенциальную опасность для окружающей среды и населения. При депонировании отходов, состоящих из множества неоднородных элементов, в определенных условиях возможны непредсказуемые реакции (физико-химической и биологической природы), продуктами которых являются разнообразные токсичные соединения в твердом, жидком и газообразном виде, в том числе образование «свалочного газа», который способен накапливаться в толще отходов и приводить к спонтанным взрывам и самовозгораниям. Серьезной экологической опасностью является выделение из отходов жидкой фракции, содержащей множество загрязняющих веществ – компонентов отходов, которая вместе с талой и дождевой водой попадает в водоносные горизонты почвы или открытые водоемы.

Материалами дела подтверждается, что <дата> на территории полигона ТБО по фактическому адресу обнаружены очаги задымления в двух местах на общей площади 18 кв.м., что является нарушением п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст. ст. 11, 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постановление от <дата> о назначении административного наказания).

<дата> на официальный сервер Роспотребнадзора поступило обращение жителя <адрес>, из содержания которого следует, что, несмотря на то, что свалка два года назад закрыта, мусор все также продолжает валяться и жители деревни вынуждены дышать всем этим запахом.

Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 (ред. от 28 сентября 2017 года) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановление Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. № 154 (ред. от 21 мая 2013 года) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 (ред. от 24 апреля 2018 года) "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Ответчик, имеющий в собственности полигон ТБО, не освобождается от выполнения санитарных правил, направленных на создание безопасной среды обитания.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» одним из критериев оценки при проведении отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является отсутствие хозяйственной и иной деятельности на земельных участках, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде». Следовательно, полигоны должны быть не действующими.

Материалами дела подтверждаются факты, свидетельствующие о том, что полигон ТБО у <адрес> ухудшает условия для жизни и отдыха людей, проживающих не только в упомянутом населенном пункте, но и иных лиц, круг которых не определен ввиду возможного временного их нахождения вблизи полигона.

Ввиду не выполнения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований возможно негативное влияние на окружающую природную среду и условия проживания граждан, а потому Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, вопреки доводам ответчика, имело право обратиться за судебной защитой в интересах неопределенного круга лиц.

Сроки исполнения обязанности по отсыпке не эксплуатируемого полигона ТБО у <адрес>, испрашиваемые истцом, по мнению суда, являются разумными, соотносятся со сроками исполнения федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», региональным проектом которого предусмотрено мероприятие «Рекультивация полигона ТБО у <адрес>».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обязанность в срок до <дата> произвести отсыпку не эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов у <адрес> на предусмотренную высоту, а именно: последний слой отходов полигона перекрыть окончательно наружным изолирующим слоем грунта, в соответствии с требованиями п. 5.8, п. 5.9 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2019 года.

2-636/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РМЭ
Ответчики
Администрация МО "Звениговский муниципальный район"
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
15.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.08.2019Предварительное судебное заседание
04.09.2019Предварительное судебное заседание
13.09.2019Предварительное судебное заседание
13.09.2019Судебное заседание
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее