Дело №а-2525/2021
УИД 91RS0№-87
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО3,
с участием административного истца – ФИО1,
представителя административного истца – ФИО4,
представителя административного ответчика – ФИО5,
представителя заинтересованного лица – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, заинтересованное лицо - Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым, о признании незаконными решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом заявления об изменении предмета административного иска, принятого судом к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ, просит суд:
- признать незаконным и отменить постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения административного истца из списка граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
- обязать Администрацию <адрес> Республики Крым передать документы ФИО1 в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым для повторного рассмотрения для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1;
- признать незаконным и отменить протокольное решение заседания Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное председателем комиссии – председателем Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части утверждения административного истца в списке граждан по городу Симферополю, не имеющих основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в пределах населенного пункта.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято решение об исключении ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка. Основанием для принятия такого решения указано на наличие у административного истца права долевой собственности (1/8) на земельный участок по адресу: <адрес>. Вместе с тем, административный истец указывает, что собственником 1/8 доли земельного участка являлась на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, площадь всего участка составляет 966 кв.м., т.е. на долю совладельца приходится 120,75 кв.м., что не соответствует минимальному размеру земельного участка, предоставляемого под ИЖС. Раздел указанного земельного участка был невозможен, доля была отчуждена другому долевому собственнику по договору дарения.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО1 и представитель административного истца ФИО4 заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и в заявлении об изменении исковых требований. В дополнение указали, что на момент принятия Администрацией <адрес> оспариваемого постановления, земельный участок выбыл из собственности административного истца, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 возражала против удовлетворения административного иска, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, действия административного ответчика при принятии решения о невозможности предоставления земельного участка заявителю в связи с невыполнением им условий пункта 4 части 2 статьи 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 соответствуют действующему законодательству, поскольку было установлено наличие у административного истца иного земельного участка пригодного для строительства жилого дома.
Представитель заинтересованного лица Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска, мотивируя свою позицию тем, что Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым в рамках соблюдения контроля установлено, что в отношении административного истца ФИО1 осуществлена регистрация права собственности на земельный участок. Наличие у гражданина земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, является основанием для принятия решения об исключении из Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия в связи с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Учитывая данные обстоятельства, представитель заинтересованного лица полагала принятое Комиссией протокольное решение законным и обоснованным, а заявленные в иске требования не подлежащими удовлетворению.
Административными соответчиками Департаментом развития муниципальной собственности и Комиссией по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым явка представителей не обеспечена, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом не заявлено.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №-ФКЗ) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №-ЗРК) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно статье 1 Закона №-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 22.2 Закона №-ЗРК/2015 предусмотрено, что действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
В случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков применяется норма пункта 2-1 части 3 статьи 6 настоящего Закона.
Частью 2 вышеназванной статьи установлено, что право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: 1) наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гражданства Украины; 2) наличие гражданства Российской Федерации; 3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; 4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); 5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после ДД.ММ.ГГГГ; 6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Для целей настоящего пункта не учитываются нарушения законодательства Российской Федерации при использовании предоставляемого в соответствии с настоящей статьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 6 Закона №-ЗРК/2015).
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что Списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан, категории которых установлены статьей 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон).
Пунктом 2.2.1 Порядка установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку принадлежности заявителя к категории граждан, указанной в части 1 статьи 4 Закона, и его соответствия условиям предоставления земельного участка в соответствии со статьей 5 Закона путем направления межведомственных запросов.
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и органами технической инвентаризации в порядке межведомственного взаимодействия предоставляется информация относительно наличия у заявителя, его супруга(и) и несовершеннолетних детей, а также для категории граждан, указанных в пункте 8 части 1 статьи 4 Закона, - у совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения на бюджетной основе, при условии совместного проживания заявителя и его детей, а для категории граждан, указанных в пункте 9 части 1 статьи 4 Закона, - проживающих совместно с заявителем в жилом помещении, в том числе жилом доме, его совершеннолетних детей, родителей, а также иных лиц, признанных членами семьи заявителя в судебном порядке: иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд; в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома (за исключением категории граждан, указанных в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 Закона); в собственности иного жилого помещения, в том числе жилого дома, за исключением того, в котором они совместно проживают (для категории граждан, указанных в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 Закона); отчужденного земельного участка; отчужденного жилого помещения, в том числе жилого дома (за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 Закона).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка уполномоченный орган обеспечивает надлежащее ведение Списков. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после поступления информации, содержащей основания для исключения гражданина из Списка, предусмотренные пунктом 3.3 настоящего раздела, принимает решение об исключении гражданина из Списка и направляет его в течение 5 рабочих дней заявителю.
В силу пункта 3.3 Порядка гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа в следующих случаях: 1) утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (аренду), в том числе: - выявления оснований для отказа в получении земельного участка в соответствии с Законом; - выявления факта регистрации по месту жительства в другом муниципальном районе, городском округе Республики Крым, другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации; - получения жилого помещения на условиях социального найма; 2) выявления в представленных им документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; 3) выявления отсутствия оснований для включения в Список; 4) отсутствия согласия на получение предложенного земельного участка, в случае если вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, указанному в Заявлении; 5) смерти либо признания его безвестно отсутствующим или умершим; 6) обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением об исключении из Списка; 7) при наличии его включенным в несколько Списков.
Порядок выявления отсутствия оснований для включения в Список установлен пунктом 3.4 Порядка. Так, исходя из подпункта 3.4.6 пункта 3.4 Порядка в течение десяти календарных дней со дня получения от Госкомитета соответствующих материалов Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, созданная в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-рг, рассматривает их и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений: о наличии оснований для включения граждан в Список; об отсутствии оснований для включения граждан в Список.
В силу подпункта 3.4.7 пункта 3.4 Порядка решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях: непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма-уведомления; представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Порядка; выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту 3.4.8 пункта 3.4 Порядка решение Комиссии оформляется протоколом и в течение десяти календарных дней с момента принятия подлежит направлению в Госкомитет и уполномоченный орган (с указанием почтовых адресов граждан, в отношении которых принято решение об отсутствии оснований для включения их в Список).
Исходя их подпункта 3.4.9 пункта 3.4 Порядка решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка.
В силу подпункта ДД.ММ.ГГГГ пункта 3.4 Порядка решение уполномоченного органа об исключении гражданина из Списка в течение пяти календарных дней со дня принятия направляется гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым»).
В соответствии с вышеуказанным положением Комиссия по вопросам защиты и реализации конституционных прав граждан на земельные участки для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия) создается в целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии. Председатель Комиссии определяет дату, время и место проведения заседания Комиссии, а также утверждает повестку дня заседания Комиссии.
Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами. В протоколе заседания Комиссии указываются: дата, время и место проведения заседания; сведения о членах Комиссии и иных лицах, присутствующих на заседании; вопросы повестки дня заседания; решения, принятые по итогам заседания; иные сведения.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в соответствии с которым Администрация в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов, заключения гражданско-правовых договоров и выполнения иных действий, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, в процессе управления и распоряжения земельными участками, в том числе: принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Ведение очередности граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» утвержден Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 Административного Регламента муниципальная услуга предоставляется Администрацией, ответственным исполнителем по предоставлению муниципальной услуги является Департамент развития муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.3 Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление о постановке Заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (далее - постановление о предоставлении муниципальной услуги); постановление об отказе в постановке Заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги).
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № был сформирован Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Пунктом 4.7 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № было предусмотрено, что гражданин считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту – Реестр). В указанный Реестр включена ФИО1 под №.
По результатам заседания Комиссии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрен вопрос о наличии оснований для включения граждан в списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
По итогам заседания Комиссией принято решение о невозможности предоставления ФИО1 земельного участка в связи с невыполнением условий пункта 4 части 2 статьи 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК, а именно наличия иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома.
На заседании Комиссии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, данный вопрос был рассмотрен повторно, принято аналогичное решение.
Информация относительно принятого административным ответчиком решения доведена до сведения ФИО1 в письме Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым за исх.№Я-8/118/2 от ДД.ММ.ГГГГ и в письме Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым за исх.№Я-8/404/2 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № об исключении административного истца из списка очередности граждан, на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно приложению к вышеназванному акту органа местного самоуправления основанием для исключения административного истца из списка послужили выявленные в представленных документах гражданином недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список (наличие иного земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства, что предусмотрено подпунктом 3.4.7 раздела 3 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 19 Приложения к постановлению Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №).
Проверив оспариваемые в настоящем деле решения на соответствие требованиям действующего законодательства, судом установлено следующее.
На основании правоустанавливающего документа – свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1 после смерти матери перешло имущество – 1/8 доли земельного участка, общей площадью 966,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Право долевой собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, что установлено на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-131432247.
Из материалов дела также следует, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ФИО1 1/8 доли земельного участка, общей площадью 966,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подарена ФИО7
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2021-131432247 переход права долевой собственности на земельный участок от ФИО1 к ФИО7 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, материалами дела подтверждается и административным истцом не оспаривается, что на момент заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 являлась собственником 1/8 доли земельного участка.
Вместе с тем, принимая решение об исключении административного истца из Списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, Комиссией не было принято внимание нижеследующее.
Исходя из буквального содержания пункта 4 части 2 статьи 2.2 Закона №-ЗРК во взаимосвязи с положениями пункта 3.4.7 Порядка выявление у гражданина иного земельного участка является основанием для исключения из Списка очередности граждан только в том случае, если земельный участок, находящийся в собственности такого гражданина, является пригодным для строительства жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (часть 3 статьи 244 Гражданского кодекса РФ).
Судом учитывается, что на момент принятия оспариваемого решения право долевой собственности на земельный участок за административным истцом было зарегистрировано (дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в силу действующего законодательства принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени и способа его принятия, а также вне зависимости от момента государственной регистрации прав на наследственное имущество (если такая регистрация предусмотрена законом) (часть 4 статьи 1152, статья 1153 Гражданского кодекса РФ; пункт 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Следует отметить, что положения статьи 22.2 Закона Республики Крым №-ЗРК, как и положения Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, указывая в качестве основания для отказа для включении и/или последующего исключения из Реестра на наличие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, вместе с тем, не содержат разграничения относительно того, находится ли земельный участок в собственности граждан в целом, либо на праве общей долевой собственности.
Названные правовые нормы также не содержат ограничения относительно правовых оснований, по которым у граждан возникло право собственности на земельный участок, таким образом, не исключая приобретение земельного участка в порядке наследования по закону.
Однако в данном случае первостепенным является определение пригодности такого земельного участка для строительства жилого дома.
При этом в материалы дела представлены доказательства того, что земельный участок, находившийся в собственности ФИО1, не являлся пригодным для строительства жилого дома.
Так, в соответствии с заключением специалиста ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что на территории села Лекарственное Пожарского сельского поселения установлен минимальный размер земельного участка, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома в размере 600 кв.м., земельный участок площадью 120,75 кв.м., что соответствует 1/8 доли от общей площади 966,0 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 90:12:140401:182, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома согласно градостроительным требованиям не пригоден.
Приведенному выше доказательству судом дана оценка в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности. Установлено, что оснований для признания представленного экспертного заключения недопустимым доказательством не имеется. В результате проверки и исследования суд приходит к выводу, что содержащиеся в экспертном заключении сведения соответствуют действительности. Заключение подготовлено квалифицированными экспертом-специалистом, документы, подтверждающие квалификацию эксперта суду представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу статьи 218 КАС РФ действие, бездействие, решение органа государственной власти может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из условий, а именно: постановление вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.
С учетом изложенного и приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что Комиссия по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым при обстоятельствах, установленных в настоящем деле, выявив в рамках межведомственного взаимодействия наличие у ФИО1 иного земельного участка, не дала оценку тому обстоятельству, что указанный земельный участок не является пригодным для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, принятое протокольное решение от ДД.ММ.ГГГГ в части включения ФИО1 в список граждан по городу Симферополю, не имеющих оснований для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, подлежит признанию незаконным.
Как было установлено судом выше, оспариваемое в настоящем деле постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения административного истца из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принято на основании протокола заседания Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ввиду признания судом незаконным в оспариваемой части протокола заседания Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению подлежат производные от данного требования административного иска о признании незаконным постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения ФИО1 из списка граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка.
Кроме того, удовлетворяя требования административного иска в указанной части, суд также учитывает, что правовым основанием для принятия Администрацией <адрес> решения в форме постановления от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении административного истца послужило несоблюдением административным истцом условий, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 22.2 Закона Республики Крым №-ЗРК, согласно которому право на бесплатное получение земельного участка в собственность предоставляется гражданам при отсутствии у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома.
При этом на момент принятия оспариваемого постановления у административного истца право собственности на земельный участок, пригодный для строительства жилого дома, отсутствовало (право долевой собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ согласно данным ЕГРН).
Административным истцом в рамках настоящего дела заявлены требования о признании незаконными и одновременно об отмене решений административных соответчиков.
Вместе с тем, с учетом положений части 1 статьи 227 КАС РФ, суд полагает, что защита прав и интересов административного истца будет обеспечена посредством признания незаконными в части постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, оформленного протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административный истец просит суд обязать Администрацию <адрес> Республики Крым передать документы ФИО1 в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым для повторного рассмотрения для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ с учетом положений части 1 статьи 178 КАС РФ обязанность определить надлежащий способ защиты нарушенного права возложена непосредственно на суд.
Учитывая, что в силу пунктов 3.4.7, 3.4.8 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, решение о наличии оснований для включения граждан в Список, как и об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается непосредственно Комиссией, которая в течение десяти календарных дней с момента принятия решения направляет его в уполномоченный орган, в данном случае Администрацию <адрес>, и уже непосредственно орган местного самоуправления, ответственный за ведение списка, принимает окончательное решение, суд полагает необходимым в целях надлежащей защиты прав и интересов административного истца возложить на административных соответчиков обязанность повторно, с учетом установленных в настоящем деле обстоятельств, в установленном постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ порядке рассмотреть вопрос о наличии оснований для включения ФИО1 в Список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в пределах населенного пункта.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что административным истцом требование о взыскании судебных издержек заявлено не было, в судебном заседании представитель административного истца не настаивал на взыскании с административного ответчика суммы уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, оформленное протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в части утверждения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан по городу Симферополю, не имеющих основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в пределах населенного пункта.
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения административного истца из списка граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Обязать Комиссию по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым и Администрацию <адрес> Республики Крым повторно в установленном постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ порядке рассмотреть вопрос о наличии оснований для включения ФИО1 в Список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в пределах населенного пункта.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ (за вычетом нерабочих дней).