Дело № 2а-193/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Сернур 14 июля 2021 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием помощника прокурора Сернурского района Николаевой Е.А., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Сернурский районный суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <данные изъяты>/ информации о возможности приобретения медицинских справок за денежное вознаграждение в обход установленной законодательством процедуры их получения, что является нарушением ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.п. 3.5 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2020 № 972н. За приобретение или сбыт официальных документов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 324, 327 УК РФ). Администратор данного доменного имени не известен. Указанное доменное имя не включено в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Сернурского района Николаева Е.А. административные исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с нормами ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по своему усмотрению предусмотренное ст. 45 КАС РФ право на участие в судебном разбирательстве.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению полностью.
В ст. 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14 сентября 2020 года № 972н, справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п.3). Справки на бумажном носителе оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами (п.6). Медицинские заключения выдаются пациентам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения (п. 13).
Использование медицинских документов порождает определенные правовые последствия, предоставляет права и возлагает обязанности на их обладателей, затрагивает интересы других лиц.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Частью 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информация носит противоправный характер. Обеспечение доступа к незаконной информации нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае получения медицинских справок об установлении юридического факта отсутствия заболеваний лицами, не имеющими законного права по состоянию здоровья на получение таких справок.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как установлено судом, проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого было установлено, что на странице сайта с указателем <данные изъяты> в свободном доступе размещены сведения, содержащие информацию о возможности дистанционного приобретения справок, подтверждающих отсутствие коронавирусной инфекции за денежное вознаграждение, без фактической сдачи анализа, в обход установленной законодательством процедуры их получения.
В подтверждение приведенных обстоятельств представлены акт осмотра Интернет-ресурса от 30 июня 2021 года и распечатки страниц указанного сайта, которые у суда сомнений не вызывают.
На день рассмотрения дела страница сайта с указателем <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не включена.
По смыслу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приведенные сведения на странице сайта с данным указателем могут быть признаны запрещенными к распространению на территории РФ.
Отсутствие запрета на дальнейшее распространение указанной информации создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, (ст. 41 Конституции РФ).
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является факт распространения запрещенной информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Сернурского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет - сайте <данные изъяты>/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение в соответствии со ст. 265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.Э. Игнатьева
Мотивированное решение составлено 14 июля 2021 года