Решение
именем Российской Федерации
дело № 2а-637/2020
УИД 53RS0015-01-2020-000860-22
23 ноября 2020 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием административного истца - ст. помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Лебедевой М.В.,
представителя административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Шветовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании устранить дефекты дорожного покрытия на автомобильной дороге по ул. Пионерская г. Сольцы,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику. В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой Солецкого района совместно с должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району проверки соблюдения администрацией Солецкого муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге общего пользования местного значения по ул. Пионерская в г. Сольцы от дома №2 до дома №24 имеются повреждения дорожного покрытия, превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017, что создает угрозу безопасности дорожного движения и препятствует проезду транспортных средств. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении собственником автомобильной дороги общего пользования местного значения обязанностей по ее содержанию, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Просит обязать административного ответчика в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Сольцы по ул. Пионерская от пересечения с ул. Сухова дефекты дорожного полотна в виде выбоин, превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании административный истец Лебедева М.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что испрашиваемый срок считает разумным позволяющим исполнить решения суда.
Представитель административного ответчика администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Шветова Т.О. исковые требования признала, однако не согласна с испрашиваемым сроком, указывая на то, что администрацией необходимо исполнить иные решения суда с более ранними сроками, соблюдать требования № -44 ФЗ, а также просит учесть погодно-климатические условия, установив срок исполнения решения до 01 августа 2021 года.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ), автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В рамках Федерального закона №257-ФЗ под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ).
Согласно ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п.п. 1, 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 (далее - Классификация), классификация работ по капитальному ремонту дорог общего пользования распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ.
В силу подпункта 2 пункта 5 Классификации, при ремонте проводятся следующие работы по дорожным одеждам:
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
г) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
е) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
ж) перемощение отдельных участков мостовых с частичной заменой песчаного основания;
з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;
и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта;
Подпунктом а пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 предусмотрено, что автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога общего пользования местного значения по ул. Пионерская г. Сольцы протяженностью 0,637 км входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Солецкого городского поселения (л.д.13-15).
Как следует из акта проверки от 19 мая 2020 года и фототаблице (л.д. 16-24) в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 на проезжей части автодороги допущены дефекты в виде отдельных выбоин, размеры которых составляют:
- глубиной 10 см, шириной 18 см, длиной 10 см возле дома №2 по ул. Пионерская (0+50м);
- глубиной 10 см, шириной 25 см, длиной 16 см возле д.2 по ул. Пионерская (0+50м);
-глубиной более 16 см, шириной 10 см, длиной 4 м 50 см возле д.5 по ул. Пионерская (0+100м);
- глубиной 10 см, шириной 1м 90 см, длиной 2м 80 см возле д.5 по ул. Пионерской (0+100м);
- глубиной более 16 см, шириной 1м 70 см, длиной 12 м 50 см возле д.24 по ул. Пионерская (0+180м).
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных выше норм законодательства суд считает, что администрацией Солецкого муниципального района, возложенные на нее действующим законодательством работы по организации ремонта и содержания автомобильной дороги местного значения, расположенной по ул. Пионерская в г. Сольцы, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, в результате чего выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения и препятствуют проезду транспортных средств.
Поскольку указанная автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения и собственностью Солецкого муниципального района, обязанность по ее содержанию является обязанностью администрации Солецкого муниципального района, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию сторон, учитывая, что в настоящее время администрацией принимаются меры по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения - до 01 июня 2021 года.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области в срок до 01 июня 2021 года устранить на все протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения Солецкого городского поселения по ул. Пионерская г. Сольцы от пересечения с ул. В.Сухова г. Сольцы дефекты дорожного полотна в виде выбоин, превышающие по своим размерам допустимые по ГОСТ 50597-2017:
- глубиной 10 см, шириной 18 см, длиной 10 см, возле дома №2 по ул. Пионерская (0+50м);
- глубиной 10 см, шириной 25 см, длиной 16 см, возле д.2 по ул. Пионерская (0+50м);
-глубиной более 16 см, шириной 10 см, длиной 4 м 50 см, возле д.5 по ул. Пионерская (0+100м);
- глубиной 10 см, шириной 1м 90 см, длиной 2м 80 см, возле д.5 по ул. Пионерской (0+100м);
- глубиной более 16 см, шириной 1м 70 см, длиной 12 м 50 см, возле д.24 по ул. Пионерская (0+180м).
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 24 ноября 2020 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.Н. Навойчик