Мотивированное решение составлено 15.02.2024
УИД 66RS0043-01-2023-002930-05
Дело № 2-480/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Калаптур Т.А.,
при секретаре Абаштамовой Д.Д.,
с участием ответчика Шафигуллиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» к Шафигуллиной О. В., Абашевой П. А. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Русатом Инфраструктурные решения» (далее - АО «РИР») обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Шафигуллиной О.В., Абашевой П.А. задолженность за потребленные в период с 01.04.2019 по 31.03.2020 жилищно-коммунальные услуги в размере по 29 382, 99 руб. с каждой, расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование исковых требований истцом указано, что между ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» и истцом АО «РИР» (до переименования АО «ОТЭК») 10.12.2020 заключен договор уступки прав требования (цессии) № 171/20-р, в соответствии с которым к истцу перешло право (денежное требование) исполнения обязательства, указанного в договоре, к физическим лицам - собственникам, пользователям жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении цедента, по адресу: <адрес>, в объеме, указанном в приложении к договору. В отношении ответчиков к истцу перешло право требования денежных средств в размере 58 765, 98 руб. по долгу за период с 01.04.2019 по 31.03.2020.
Истец, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Шафигуллина О.В. исковые требования признала, при этом, ссылаясь на наличие соглашения о порядке пользования квартирой, не проживание дочери Абашевой П.А. в жилом помещении в спорный период, просила исключить последнюю из числа ответчиков по делу.
Ответчики Абашева П.А., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебного извещения, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, письменный отзыв не представила.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело при данной явке.
Исследовав доказательства, представленные в материалах гражданского дела, заслушав объяснения ответчика, суд приходит к следующему.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии с положениями статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, не предусмотренный Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации). По смыслу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, являются Шафигуллина О.В. (<данные изъяты> доля в праве), Абашева П.А. (<данные изъяты> доля в праве), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.01.2024 (л.д. 35-36).
В указанном жилом помещении с 06.04.2001 зарегистрированы оба ответчика (л.д. 40), что Шафигуллиной О.В. в судебном заседании не оспаривалось.
Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ответчики обязаны были вносить в организацию, осуществляющую управление указанным домом, то есть в ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская». Плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги ответчики обязаны вносить ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим (расчетным) месяцем.
Как следует из представленных справок о начисленных и оплаченных суммах за жилищно-коммунальные услуги, ответчики надлежащим образом не исполняли обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что привело к образованию задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 58 765, 98 руб. по долгу за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 (л.д. 9, 20, 43-50).
10.12.2020 между ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» и истцом АО «РИР» заключен договор уступки прав требования (цессии) № 171/20-р, в соответствии с которым к истцу перешло право (денежное требование) исполнения обязательства, указанного в договоре, к физическим лицам - собственникам, пользователям жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении цедента, в том числе расположенному по адресу: <адрес>, в объеме, указанном в приложении к договору (л.д. 10-11).
В отношении ответчиков к истцу перешло право требования денежных средств в размере в размере 58 765, 98 руб. по долгу за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 (без учета пени) (л.д. 12).
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчиками заявленный истцом к взысканию размер задолженности не оспорен, свой расчет, доказательства отсутствия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не представлено.
Довод ответчика Шафигуллиной О.В. о том, что между собственниками заключено соглашение, согласно которому обязанность за внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги полностью несет именно она, суд находит несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.
В соответствии с соглашением от 29.11.2019, заключенным между Абашевой П.А. (наймодатель) и Шафигуллиной О.В. (наниматель), наймодатель предоставляет во временное безвозмездное пользование нанимателю принадлежащее ей на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес>; при этом наниматель обязан оплачивать затраты на содержание помещения по фактическим расходам согласно счетов коммунальных служб; известить управляющую компанию о наличии настоящего соглашения (л.д. 59).
Вместе с тем, вышеуказанное соглашение от 29.11.2019 заключено не между собственником жилого помещения и членом его семьи, не урегулировано с управляющей организацией и иными заинтересованными лицами с учетом этого соглашения, следовательно, в отношениях с третьими лицами собственники обязаны нести бремя содержания, принадлежащего им имущества пропорционально принадлежащим им долям в праве собственности на общее имущество.
Тот факт, что ответчик Абашева П.А., являясь собственником доли в вышеназванном жилом помещении, не проживала в спорный период в квартире, сам по себе не может бесспорно свидетельствовать о том, что она не должна нести расходы по оплате жилищно-коммунальных и иных услуг.
В судебном заседании ответчик Шафигуллина О.В. пояснила, что по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, начисление платы за коммунальные услуги холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в спорный период производилось по действующим нормативам на 2 человек, зарегистрированных в квартире.
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно "д" и "е" настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
При этом суд учитывает, что Абашева П.А., несмотря на не проживание в спорный период в жилом помещении, от права пользования им не отказывалась, с заявлением о перерасчете данных платежей в установленном законом порядке не обращалась.
Поскольку обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ответчиками не исполнены, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков следует взыскать в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, оплаченной при обращении в суд, в размере 981, 49 руб. с Шафигуллиной О.В. и 981, 48 руб. – с Абашевой П.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» к Шафигуллиной О. В., Абашевой П. А. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать в пользу акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» (ИНН 7706757331) с Шафигуллиной О. В. (паспорт № №) задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 в размере 29 382, 99 руб., в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 981, 49 руб.
Взыскать в пользу акционерного общества «Русатом Инфраструктурные решения» (ИНН 7706757331) с Абашевой П. А.(паспорт № №) задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 в размере 29 382, 99 руб., в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 981, 48 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Т.А.Калаптур