Решение по делу № 2-1371/2024 (2-7769/2023;) от 18.12.2023

Гражданское дело № 2-1371/2024

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

04 июля 2024 года

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи:        Чекаловой Н.В.,

при секретаре:                    Батьковой Р.А.,

с участием представителя истца старшего помощника Ногинского городского прокурора <адрес> Кухты В.С., представителя ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> Голубевой А.А. по доверенности, представителя ответчика ООО «Богородские коммунальные системы,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования <адрес>, и неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» об обязании организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности, о наложении запрета осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности,

УСТАНОВИЛ:

        Истец – Ногинский городской прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации в лице межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования <адрес>, и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» об обязании организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности, о наложении запрета осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности.

    Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Богородский городской округ <адрес>» (ИНН 5031006040, ОГРН 1025003917289, юридический адрес: <адрес>) и ООО «Богородские коммунальные системы» (ИНН 5031114871, ОГРН 1155031002070, юридический адрес: <адрес>, 142402, <адрес>, промплощадка, 1, строение 2, офис 132) (далее – ООО «БКС») с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, расположенных в д. Авдотьино Богородского городского округа (очистные сооружения «Массив-1») западнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:355, 50:16:0103001:387 (координаты 55.91864934 N 38.23185963E), способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности;

    Запретить ООО «БКС», администрации муниципального образования «Богородский городской округ <адрес>» осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений д. Авдотьино Богородского городского округа <адрес> (очистные сооружения «Массив-1») на рельеф местности.

    В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Городской прокуратурой проведена проверка по обращениям жителей Богородского городского округа в связи с ненадлежащей работой очистных сооружений д. Авдотьино. В результате проверки установлено, что очистные сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> находятся в муниципальной собственности Богородского городского округа. Комплекс очистных сооружений и сетей водоотведения в д. Авдотьино Богородского городского округа построен в 1964 году. Как показала проверка, проведенная Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) очистные сооружения д. Авдотьино находятся в неудовлетворительном состоянии надлежащим образом функцию очистки сточных вод не выполняют. Сброс сточных вод производится на рельеф местности далее в осушительную канаву, протяженностью около 1,5 км., далее в реку Воря. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование, в ходе которого выявлен факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности по координатам 55.918946, 38.229289 (водовыпуск с очистных сооружений).

    Сотрудниками Управления с привлечением лабораторного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» неоднократно были отобраны пробы сточных вод и поврежденных почв, лабораторный анализ подтвердил превышение ПДК загрязняющих веществ, характерных для сброса неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.

    В ходе проверки установлено, что очистные сооружения биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, находящиеся западнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:355, 50:16:0103001:387, расположенных по адресу: <адрес>, с/<адрес>, д. Авдотьино, массив 1, уч. № , 51 на огороженном земельном участке, не являющимся объектом государственного кадастрового учета (координаты 55.91864934 N 38.23185963E), числятся в реестре муниципальной собственности Богородского городского округа под реестровым номером Н120.009190, учтены как здание КНС, расположенное по адресу: <адрес>, Богородский городской округ, д. Авдотьино, <адрес>, кадастровый (производственное здание очистных сооружений).

    В соответствии с договором аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект передан в аренду ООО «БКС» (п. 352 п. 333 Приложения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ).

    Согласно информации, представленной администрацией Богородского городского округа ДД.ММ.ГГГГ все объекты водоотведения на территории д. Авдотьино являются муниципальной собственностью. Очистные сооружения осуществляют очистку сточных вод от 17 многоквартирных домов и частных домовладений. Данные многоквартирные дома обслуживаются управляющей компанией ООО «УК Богородск-Комфорт». Очистные сооружения обслуживает ООО «БКС». Оплата за услугу водоотведения производится через платежного агента ООО «МосОблЕИРЦ», поставщиком услуг является ООО «БКС».

    Таким образом, установлено, что обслуживание и эксплуатацию обозначенных очистных сооружений осуществляет ООО «БКС», являющееся гарантирующей организацией в сфере водоотведения в соответствии с постановлением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории Богородского городского округа» на территории д. Авдотьино.

    ООО «БКС» является единственной организацией оказывающей услуги в сфере водоотведения на территории д. Авдотьино, на очистные сооружения поступают стоки от многоквартирных домов, расположенных на территории д. Авдотьино.

    До ДД.ММ.ГГГГ ООО «БКС» эксплуатировал очистные сооружения на основании договора аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Богородского городского округа. В настоящее время договор аренды истек, проводятся мероприятия по заключению нового договора аренды с ООО «БКС» на очистные сооружения в д. Авдотьино.

    По указанным фактам городской прокуратурой главе Богородского городского округа ранее было внесено представления об их устранении, которое рассмотрено, но действенных мер к устранению нарушений не принято, нарушения не устранены. Как показала контрольная проверка, сброс стоков продолжается на рельеф местности.

    Поскольку мер к разрешению данной ситуации не предпринято, истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.

    Старший помощник Ногинского городского прокурора <адрес> Кухта В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

    Представитель ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> по доверенности Голубева А.В. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений.

    Представитель ответчика ООО «Богородские коммунальные системы» по доверенности Казьмина А.И., в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений. Кроме того, пояснила, что являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку изначально ООО «БКС» не принимало по условиям договора и не эксплуатировало ранее вышеуказанные очистные сооружения, соответственно ООО «БКС» не может нести бремя содержания имущества.

    Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился.

    Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

    В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также организация в границах округа водоснабжения и водоотведения отнесены к вопросам ведения городских округов.

    В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям городских округов по организации водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, водоотведения, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

    В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

    При этом под охраной почв следует понимать систему мер, направленных на предотвращение снижения плодородия почв, их нерационального использования и загрязнения (ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения»).

    Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

    Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» исключен такой негативный вид воздействия на окружающую среду как сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборную площадь. Действующим законодательством установлено, что хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Соответственно, сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект с соблюдением требований природоохранного законодательства.

    В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Праву каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

    В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

    При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

    Согласно ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    В соответствии с ч. 2 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Согласно ч. 4 ст. 65 Водного Кодекса РФ, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

    В соответствии с п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

    В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).

    Согласно ст. 43.1 Закона об охране окружающей среды при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

    Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

    В п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    В письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ «О рассмотрении обращения» разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

    В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входят презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

    В силу ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

    Как следует из ч.ч. 1, 4, 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

    В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

    Судом установлено, что многоквартирные жилые дома, расположенные в <адрес> Богородский городской округ, <адрес>,2,4,5, и <адрес>,3, 7, 8, 9, 17, 2,12, 13, 14, 15, 16 находятся в управлении ООО УК Богородск-Комфорт» на основании договора управления многоквартирным домом.

    Очистные сооружения биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, находящиеся западнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:355, 50:16:0103001:387, расположенных по адресу: <адрес>, с/<адрес>, д. Авдотьино, массив 1, уч. № , 51 на огороженном земельном участке, не являющимся объектом государственного кадастрового учета (координаты 55.91864934 N 38.23185963E), числятся в реестре муниципальной собственности Богородского городского округа под реестровым номером Н120.009190, учтены как здание КНС, расположенное по адресу: <адрес>, Богородский городской округ, д. Авдотьино, <адрес>, кадастровый (производственное здание очистных сооружений).

    В соответствии с договором аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект передан в аренду ООО «БКС» (п. 352 п. 333 Приложения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ).

    Согласно информации, представленной администрацией Богородского городского округа ДД.ММ.ГГГГ все объекты водоотведения на территории д. Авдотьино являются муниципальной собственностью.

    Очистные сооружения осуществляют очистку сточных вод от 17 многоквартирных домов и частных домовладений. Данные многоквартирные дома обслуживаются управляющей компанией ООО «УК Богородск-Комфорт». Очистные сооружения обслуживает ООО «БКС».

    Оплата за услугу водоотведения производится через платежного агента ООО «МосОблЕИРЦ», поставщиком услуг является ООО «БКС».

    В ходе проверки ООО «МосОблЕИРЦ» ДД.ММ.ГГГГ в городскую прокуратуру представлены сведения по начислениям и фактической оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разрезе многоквартирных домов, расположенных на территории д. Авдотьино по поставщику ООО «БКС», за услугу водоотведения, на основании прямых договоров заключенных между собственниками помещений и ООО «БКС», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 1 169 924,14 руб. оплачено 1 028 899.09 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 432 577.57 руб. оплачено 393 578.48 руб.

    Таким образом, судом установлено и в ходе рассмотрения дела стороной истца доказано, что обслуживание и эксплуатацию обозначенных очистных сооружений осуществляет ООО «БКС», являющееся гарантирующей организацией в сфере водоотведения в соответствии с постановлением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории Богородского городского округа» на территории д. Авдотьино.

    ООО «БКС» является единственной организацией оказывающей услуги в сфере водоотведения на территории д. Авдотьино, на очистные сооружения поступают стоки от многоквартирных домов, расположенных на территории д. Авдотьино.

    Также, судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ООО «БКС» эксплуатировал очистные сооружения на основании договора аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Богородского городского округа. В настоящее время договор аренды истек, проводятся мероприятия по заключению нового договора аренды с ООО «БКС» на очистные сооружения в д. Авдотьино.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы стороны ответчика – ООО «БКС» о том, что данная организация является ненадлежащим ответчиком, а потому в удовлетворении иска к ним надлежит отказать, являются необоснованными.

    Также, судом установлено, что городской прокуратурой проведена проверка по обращениям жителей Богородского городского округа (л.д. 16) в связи с ненадлежащей работой очистных сооружений д. Авдотьино.

    По результатам проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) установлено, что очистные сооружения д. Авдотьино находятся в неудовлетворительном состоянии надлежащим образом функцию очистки сточных вод не выполняют. Сброс сточных вод производится на рельеф местности далее в осушительную канаву, протяженностью около 1,5 км., далее в реку Воря.

    Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование, в ходе которого выявлен факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности по координатам 55.918946, 38.229289 (водовыпуск с очистных сооружений) (л.д.)..

    Сотрудниками Управления с привлечением лабораторного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» неоднократно отобраны пробы сточных вод и поврежденных почв.

    Лабораторные анализы подтвердили превышение ПДК загрязняющих веществ, характерных для сброса неочищенных хозяйственно-бытовых стоков.

    По результатам анализов выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах сточных вод по: БПК5 в 37 раз, взвешенным веществам в 7 раз, ионам амония в 8 раз, фосфор-фосфатам в 10 раз, ПАВ в 13 раз, железу в 18 раз, фенолам летучим в 25 раз, что является нарушением требований ст. 42 ЗК РФ, ст. 35, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 11 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д.)..

    По указанным фактам городской прокуратурой главе Богородского городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представления об их устранении, которое рассмотрено, но действенных мер к устранению нарушений не принято, нарушения не устранены. Как показала контрольная проверка сброс стоков продолжается на рельеф местности.

    Так, городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов администрации Богородского городского округа, Министерства экологии и природопользования <адрес> проведен осмотр очистных сооружений д. Авдотьино.

    Установлено, что западнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:355, 50:16:0103001:387, расположенных по адресу: <адрес>, с/<адрес>, д. Авдотьино, массив 1, уч. № , 51 на огороженном земельном участке, не являющимся объектом государственного кадастрового учета (координаты 55.91864934 N 38.23185963E), находятся очистные сооружения биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод.

    Территория земельного участка, занимаемого очистными сооружениями, имеет ориентировочную площадью 3500 кв.м., по периметру огорожена забором из металлопрофиля, доступ на участок ограничен. Местоположение границ участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлено.

    В состав очистных сооружений входит приемный резервуар, аэротенки отстойники, поле фильтрации, иловая карта, здание насосной станции. Производительность очистных сооружений составляет 290 м.3/сут.

    В ходе осмотра водовыпуска очистных сооружений установлено, что в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса РФ сброс сточных вод осуществляется на рельеф местности в точке с координатами 55.9188808 N 38.22934157E, восточнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:449, 50:16:0103001:398, 50:16:0103001:397. При этом в нарушениеп. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ сброс сточных вод осуществляется в границе водоохранной зоны <адрес> (согласно данным публичной кадастровой карты точка сброса сточных вод расположена на расстоянии 105 метров от водного объекта <адрес>, водоохранная зона которой составляет 200 м.).

    В следствии продолжающегося сброса вместе водовыпуска произошло подтопление и заболачивание земель на площади около 300 м2, вместе подтопления присутствуют иловые отложения характерные для канализационных стоков.

    Восточнее земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0103001:420, 50:16:0103001:419, 50:16:0103001:398, расположенных по адресу: <адрес>, д. Авдотьино, массив 3, уч. №-в, 1-6, 14 образована сточная канава, протяженностью около 1,5 км, стоки по которой попадают в <адрес>.

    Городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Ногинского ТОУ <адрес>, комитета по управлению имуществом администрации Богородского городского округа, отдела коммунальной инфраструктуры управления ЖКХ администрации Богородского городского округа, испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в присутствии сотрудников ООО «БКС» проведен осмотр указанных очистных сооружений (л.д. 61-69).

    В ходе проверки специалистами испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведен отбор проб сточных вод с очистных сооружений в точке водовыпуска и природных вод в реке Воря (ниже и выше по течению) от места впадения водоотводной канавы в <адрес> (л.д.70-72, л.д. 73-75, л.д. 76-78, л.д. 79-81, л.д. 82-84, л.д. 85-87, л.д. 88-90).

    Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерении от ДД.ММ.ГГГГ -Зк/23 в пробе сточной воды 381-ВД/23, отобранной по адресу: <адрес>, Богородский г.о., <адрес>, водовыпуск с очистных сооружений выявлено наличие превышений концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: взвешенные вещества в 24,4 раза; биохимическое потребление кислорода (БПК) после 5-дней инкубации в 5,7 раз.; аммоний-ион в 16,14 раз; железо (общее) 16,14 раз., нитриты в 17,5 раз., фосфаты – 8,6 раз., фенолы в 1,8 раз (л.д.158-159).

    По результатам анализа пробы природной воды 382-ВД/23, отобранной по адресу: <адрес>, Богородский г.о., д. Авдотьино, река Воря, 500 м. ниже уровня сброса обнаружены превышения по следующим веществам: взвешенные вещества в 29,4 раза, биохимическое потребление кислорода (БПК) после 5-дней инкубации в 6,2 раза, железо (общее) в 17,6 раз., фенолы в 1,5 раза (л.д.160-161).

    Также в ходе проверки сотрудниками лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» произведен отбор загрязненных сточными водами почв вблизи водовыпуска, в границах заболоченной территории под разливом сточных вод (проба 384-П/23 на глубине 0-5 см и 385-П/23 на глубине 5-20 см) и фоновых проб незагрязнённых почв (проба 386-П/23 с глубины 0-5см и 387-П/23 с глубины 5-20см.)

    По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, в пробах почвы под разливом сточных вод 384-П/23 и 385П/23 обнаружены превышения, по следующим веществам: нитраты, нитриты, аммоний обменный.

    Так, в пробе -П/23 отобранной на глубине 0-5 см под разливом сточных вод выявлены превышения по следующим веществам: нитраты в 1,6 раза, нитриты более 47,5 раз, аммоний обменный более чем в 2 раза.

    В пробе -П/23 отобранной на глубине 5-20 см под разливом сточных вод выявлены превышения по следующим веществам: нитраты в 13,1 раза, нитриты более 12,7 раз, аммоний обменный более чем в 3,2 раза (л.д.164-167).

    Также, судом установлено, что первоначально в январе 2024 года, затем в мае 2024 года Администрация Богородского городского округа <адрес> в связи с многочисленными обращениями жителей обратилась в Министерство ЖКХ <адрес> с заявлением о включении мероприятий по капитальному ремонту централизованной системы водоотведения в <адрес> (массив 1) (СМР, в том числе ПИР) в государственную программу <адрес> «Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами на 2023-2028 гг., ссылаясь на то, что большинство объектов переданного имущества находится в ограниченно-работоспособном состоянии, КНС требуют капитального ремонта в связи с износом более 90 %, а очистные сооружения требуют модернизации системы очистки сточных вод и работ капитального характера. Составлена карточка мероприятий.

    Согласно письменному ответу от 10.06. 2024 года, данное обращение о проведении мероприятий по капитальному ремонту централизованной системы водоотведения в <адрес> возможно будет рассмотреть после предоставления в Министерство комплекта обосновывающих документов согласно Приложению, а также заполнения карточки мероприятий по прилагаемой форме. Кроме того, заявленные объекты должны быть внесены Администрацией Богородского городского округа <адрес> и согласованы Министерством в первичных данных автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ».

    Таким образом, судом установлено, что и на дату рассмотрения спора, при оказании услуги населению по водоотведению, в следствии сброса с очистных сооружений недостаточно очищенных сточных вод оказывается негативное влияние как на водный объект - <адрес>, так и допускается загрязнение почв, что влечет за собой их порчу и оказывает на них негативное воздействие.

    Указанные выше обстоятельства, стороной ответчиков не оспорены, письменных доказательств обратного, суду не представлено.

    В силу ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований об обязании Администрации Богородского городского округа <адрес> и ООО «Богородские коммунальные системы» организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, расположенных в <адрес> городского округа <адрес> (очистные сооружения «Массив-1») западнее земельных участков с кадастровыми номерами: 50:16:0103001:355, 50:16:0103001:387 (координаты: 55.91864934 Н 38.23185963Е), способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности.

    Определяя в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого ответчиками Администрацией Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» должны быть произведены действия по организации водоотведения канализационных сточных вод от многоквартирных домов, суд считает возможным установить срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который отвечает требованиям разумности.

    В удовлетворении иска Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования <адрес>, и неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» о наложении запрета осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности, суд отказывает, поскольку данное требование не конкретизировано, при удовлетворении иска об обязании организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности, является излишне заявленным.

                        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Иск Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования <адрес>, и неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» об обязании организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности, о наложении запрета осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности, удовлетворить частично.

    Обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> и ООО «Богородские коммунальные системы» в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать водоотведение с очистных сооружений биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод, расположенных в <адрес> городского округа <адрес> (очистные сооружения «Массив-1») западнее земельных участков с кадастровыми номерами: способом исключающим поступление сточных вод на рельеф местности.

    В удовлетворении иска Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования <адрес>, и неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес>, ООО «Богородские коммунальные системы» о наложении запрета осуществлять сброс сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности, отказать.

         На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление прокурора в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

        Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья

2-1371/2024 (2-7769/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ногинский городской прокурор - в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Министерства экологии и природопользования Московской области
Ответчики
Администрация Богородского городского округа Московской области
ООО "Богородские коммунальные системы"
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
noginsk.mo.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.02.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
04.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее