Дело №а-2045/18, 2а-2046/18, 2а-2047/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Потаповой С.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации городского округа Красногорск, заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2 о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказов в согласовании проведения митинга,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Красногорск, заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2 о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказов в согласовании проведения митинга, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком не соблюдены требования ч.1 ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях», а именно заявителю фактически отказано в согласовании проведения митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади Оптиков (у памятника ФИО5) <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на территории Спортивного комплекса, <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади у ДК «Подмосковье» по <адрес>. При этом, административный истец ссылается на то, что оспариваемые отказы не содержат обоснованных предложений об изменении заявленных мест проведения публичного мероприятия на иные площадки. Полагая, что оспариваемые решения органа местного самоуправления нарушают его права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации, ФИО3 просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа Красногорск, выразившееся в неисполнении закрепленной частью 1 статьи 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях» незаконным, признать незаконными отказы администрации городского округа Красногорск в согласовании проведения митинга намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади Оптиков (у памятника ФИО5) <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на территории Спортивного комплекса, <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади у ДК «Подмосковье» по <адрес>.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа Красногорск – ФИО6 требования административного иска не признал, при этом указал, что причинами оспариваемых отказов явилось проведение иных, ранее запланированных, мероприятий на местах специально для них отведенных, изменить заявленные места публичных мероприятий на иные не представилось возможным.
Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2 требования административного иска поддержали в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, считает административных иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении административного дела установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского округа <адрес> с уведомлениями о проведении публичного мероприятия, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади Оптиков (у памятника ФИО5) <адрес>, а также публичных мероприятий, намеченных на то же время на территории Спортивного комплекса, <адрес> и на Площади у ДК «Подмосковье» по <адрес>. Согласно поданных уведомлений, заявителем указана дата, время и место, а также цель проведения митингов.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней о дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из писем за подписью заместителя главы администрации по безопасности от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено, что на указанных заявителем местах запланированы иные мероприятия, предложить изменение места и времени проведения митинга не представляется возможным, поскольку остальные места, утвержденные Распоряжением ГУТП МО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>», выделены для проведения массовых мероприятий, в том числе площадь перед зданием МБУК «Дом культуры «Луч» <адрес> выделена для проведения танцевальной программы для взрослых. ( л.д.9 (№а-2045/18)
Вышеуказанные доводы административного ответчика суд признает несостоятельными, поскольку представленный в материалы дела план проведения мероприятий в ДК «Луч» не содержит мероприятий, запланированных на ДД.ММ.ГГГГ в период с 11-00 до 14-30 часов. (л.д.27-29)
Таким образом, несоблюдение и не исполнение обязанности органа местного самоуправления, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", суд признает бездействием административного ответчика, выразившимся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и времени проведения, которое надлежит признать незаконным.
В соответствии с ч.3 ст.12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Принимая во внимание, что ответы администрации от ДД.ММ.ГГГГ на уведомления ФИО3 о проведении публичных мероприятий (вх. №ДД.ММ.ГГГГ/272, № ДД.ММ.ГГГГ/275, № ДД.ММ.ГГГГ/273 от ДД.ММ.ГГГГ) по смыслу и содержанию являются отказами в согласовании проведения митингов и не содержат предусмотренных нормами действующего законодательства оснований для такого отказа, предусмотренных ч.3 ст.12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", суд считает необходимым признать их незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО3 к администрации городского округа Красногорск, заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2 о признании незаконным бездействия, признании незаконным отказов в согласовании проведения митинга удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Красногорск, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и времени проведения митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади Оптиков (у памятника ФИО5) <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на территории Спортивного комплекса, <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади у ДК «Подмосковье» по <адрес>.
Признать незаконными отказы администрации городского округа Красногорск в согласовании проведения митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади Оптиков (у памятника ФИО5) <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на территории Спортивного комплекса, <адрес>; митинга, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 14-30 часов на Площади у ДК «Подмосковье» по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.
Судья С.В. Потапова