<данные изъяты> Дело № 2-2505/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2014 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Мышлявкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области к Маркову Дмитрию Михайловичу, Алексаняну Тиграну Игоречичу, Крутову Олегу Петровичу, Администрации Солнечногорского муниципального района и Управлению Росреестра по Московской области:
- о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельных участков,
- о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и о применении последствий их недействительности, о внесении записей в ЕГРП,-
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с объединенными в одном производстве исками в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Маркову Д.М., Алексаняну Т.И., Крутову О.П., Администрации Солнечногорского муниципального района и Управлению Росреестра по Московской области:
- о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельных участков,
- о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и о применении последствий их недействительности, о внесении записей в ЕГРП.
Иск обоснован тем, что Администрацией Солнечногорского района незаконно в интересах граждан в границах водоохраной зоны и зоны санитарной охраны реки Клязьма как притока первого порядка источника питьевого водоснабжения Клязьминского водохранилища сформированы и предоставлены в собственность спорные земельные участки, что повлекло нарушение прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, связанных с отторжением земель госсобственности, изменением вида разрешенного использования, режима водоохраной зоны и зоны санитарной охраны, нарушение права на благополучную среду обитания.
Ответчики Марков Д.М. и Алексанян Т.А. иск не признали, указав об отсутствии нарушений закона.
Ответчик Крутов О.П., будучи надлежащим образом уведомлен, в судебное заседание не явился.
Ответчик Администрация Солнечногорского муниципального района в лице представителя оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Третье лицо ОАО «Мосводоканал», осуществляющее эксплуатацию источников питьевого водоснабжения г.Москвы, требование прокурора поддержало. Предоставлены сведения о водном объекте. В отзыве указано, что спорные участки сформированы, предоставлен в аренду, а затем в собственность из земель госсобственности, расположенных в водоохраной зоне и зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Согласований по вопросу формирования, в т.ч. изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков с предприятием не производилось. Использование земельных участков для строительства приведет к засорению и ухудшению состава воды.
Третьи лица Управление Росреестра по Московской области представило отзыв и истребованные судом документы.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по МО, ОАО АКБ «Абсолют Банк» и Комитет лесного хозяйства МО будучи надлежащим образом уведомлены, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2009 году Главой Солнечногорского муниципального района вынесены постановления об образовании земельных участков №№ 15,16 и 17 в д. Владычино из земель населенного пункта для ИЖС.
Данные постановления послужили основанием для постановки земельных участков на кадастровый учет под номерами: № 15 с кадастровым номером 50:09:0060735:29, № 16 с кадастровым номером 50:09:0060735:28 и № 17 с кадастровым номером 50:09:0060735:24. установлены категория - земли населенных пунктов, и вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство.
09 февраля 2010 года между Администрацией Солнечногорского муниципального района земельные участки переданы в аренду граждан, уступивших свои права Маркову Д.М. В ЕГРП произведена государственная регистрация сделок.
18 октября 2010 года Главой Солнечногорского муниципального района вынесены постановления за № 2855, 2854 и 2856 о предоставлении в собственность Маркова Д.М. спорных земельных участков, как построившего на каждом земельном участке объекты недвижимости.
20 октября 2010 года между Администрацией Солнечногорского муниципального района и Марковым Д.М. заключены договора купли-продажи спорных земельных участков. 17 ноября 2010 года в ЕГРП произведена государственная регистрация права собственности Маркова Д.М. на земельные участки.
05 мая 2012 года в ЕГРП произведена запись о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060735:24 от Маркова Д.М. к Алексаняну Т.И.
20 марта 2014 года в ЕГРП произведена запись о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060735:28 от Маркова Д.М. к Крутову О.П., с обременением прав ипотекой в пользу <данные изъяты>
Из отзыва ОАО «Мосводоканал», ситуационных планов, кадастровых дел земельных участков, а также заключений специалистов-землеустроителей, выполненных по указанию ответчиков, следует, что спорные земельные участки расположены в 20-30 м. от уреза воды реки Клязьма. Уклон прилегающей территории сторону реки составляет 8 градусов. Длина реки составляет 686 км.
ГКН содержит сведения об обремениях спорных земельных участков, как расположенных в «водоохранной зоне».
Клязьминское водохранилище внесено в федеральный список водохранилищ, последний раз распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года №2054-р., является источником питьевого водоснабжения жителей г.Москвы и Московской области. Имеет площадь более 0,5 кв.км.
Постановлением СНК РСФСР от 04 сентября 1940 года № 696 вдоль всей трассы канала Москва - Волга и водохранилищ установлена зону санитарной охраны второго и третьего поясов.
В зону санитарной охраны второго пояса включена в т.ч. территории бассейнов рек и их притоков, поверхностный сток с которых поступает в Клязьминское водохранилище.
Также утверждены границы второго пояса и перечень населенных пунктов, расположенных во втором поясе, с установлением на всей территории второго пояса зоны санитарной охраны правила, согласно которым жилищное строительство, независимо от его размеров, допускается только с разрешения Государственной санитарной инспекции охранной зоны канала.
В зону второго пояса санитарной охраны Клязьминского водохранилища входят населенные пункты, в т.ч. под п.38 д. Владычино.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
- в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года № 32 «О введении в действие санитарных правил СП2.1.41075-01» определено, что отвод земельных участков под строительство на территории 2 пояса защитной санитарной зоны производится с учетом технических условий МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.
Согласно нормам СанПиН 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы» на территории второго пояса не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробиологического загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения, а именно:… дачных, садово-огородных участков и участков под ИЖС на расстоянии менее 150 м. от уреза воды и при крутизне склона прилегающих территории более 3 градусов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 года № 45 введены в действия новые санитарные правила 2.1.4.2625-10, которыми для Клязьминского водохранилища, как источника питьевого водоснабжения жителей г.Москвы и Московской области, сохраняются 1 и 2 пояса зоны санитарной охраны, на территории которых не допускается размещение участков под ИЖС на расстоянии менее 100 м. от уреза воды. В границы 2 пояса СЗО входят основные водотоки, а также территории по берегам притоков первого порядка. Основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются в т.ч. р. Клязьма от створа у деревни Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище).
Назначение второго пояса ЗСО станции водоподготовки - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.
Согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В соответствии со ст.ст. 95 и 97 ЗК РФ водоохранные зоны водоемов относятся к землям природоохранного назначения и входят в состав особо охраняемых территорий.
Основанием для предоставления спорных земельных участков в собственность Маркову Д.М. явилось строительство на каждом земельном участке объекта недвижимости, без проведения торгов, без публикации информации о намерении продать земельный участок. В то же время, подобное строительство на земельном участке запрещено. Из вышеуказанных материалов дела следует, что ни каких объектов недвижимости на земельных участках нет.
Спорные земельные участки расположены в 50-ти метровой защитной полосе, 200-т метровой водоохраной зане и в 500-т метровой границе 2 пояса санитарной охраны реки Клязьма как притока первого порядка Клязьминского водохранилища и Северной станции водоподготовки, как источника питьевого водоснабжения г.Москвы и Московской области.
Поскольку спорные земельные участки находятся в водоохраной зоне, зоне санитарной охраны водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в силу положений ст.ст. 94 и 97 ЗК РФ, ст.ст. 8 и 65 Водного кодекса РФ они относятся к федеральной собственности в связи с отсутствием законодательно установленного основания для отнесения спорных участков к муниципальной собственности.
Однако, разрешение на образование спорных земельных участков, изменение категории и вида его разрешенного использования, предоставление в аренду и в собственность у органов государственной власти не испрашивалось.
При вынесении органом местного самоуправления постановлений об образовании земельных участков, их постановке на кадастровый учет, допущено изменение категории земельного участка, его вида разрешенного использования, в то время как такие полномочия законодательно определены за органами государственной власти субъекта федерации в лице Правительства Московской области. Кадастровый учет спорных земельных участков повлек отторжение земель федеральной собственности. Публичные слушания по вопросам образования, изменения категории и вида разрешенного использования спорного земельного участка, не проводились.
Использование спорных земельных участков с учетом измененной категории и вида разрешенного использования приведет к нарушению санитарных правил, что повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, интересов Российской Федерации в области земельных отношений, охраны водного объекта, находящегося в федеральной собственности.
Соответственно, заключенные Администрацией Солнечногорского муниципального района с Марковым Д.М. договора купли-продажи спорных земельных участков являются недействительными (ничтожными), как противоречащие требованиям закона (ст.168 ГК РФ) не порождающие правовых последствий (ст. 167 ГК РФ).
Применяя последствия недействительности ничтожных сделок, с учетом объема заявленных прокурором требований, а также существующих сведений ЕГРП и того, что земельные участки не используются, в ЕГРП надлежит внести запись о прекращении права собственности Маркова Д.М. на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060735:29 в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», с восстановлением права государственной собственности на указанный земельный участок.
Ходатайств о взыскании денежных средств, уплаченных по договорам купли-продажи, сторонами договора не заявлялось. С учетом того, что иски заявлены не в интересах сторон оспариваемых сделок, а доказательств фактической уплаты денежных средств в казну Солнечногорского муниципального района не представлено, взыскивать денежные суммы, уплаченные по каждому договору оснований нет.
Марков Д.М. и Алексанян Т.И. заявили о применении к заявленным прокурором требованиям правовых последствий пропуска срока исковой давности.
В судебном заседании они пояснили, что их спорные земельные участки не освоены, ни какого строительства на них не ведется. На местности границы земельных участков не закреплены. В ЕГРП сведения о правах Маркова Д.М. на спорные земельные участки на основании оспариваемых сделок внесены в 2010 году.
Прокурор не относится к лицам, ответственным за ведение государственного кадастра недвижимости и ЕГРП. Материалы дела не содержат сведений об извещенности прокурора об образовании и предоставлении спорных земельных участков ранее, чем имеющееся в деле извещение ОАО «Мосводоканал» от 01 июля 2013 года.
В соответствие с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве на недвижимое имущество не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было узнать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
Вместе с тем в силу абзаца пятого ст.208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Изложенное свидетельствует о подаче прокурором иска в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, удовлетворить в части.
Признать недействительными постановления Главы Солнечногорского муниципального района от 18 октября 2010 года № 2855, 2854 и 2856 о предоставлении в собственность Маркову Д.М. земельных участков по адресу: Солнечногорский район, д.Владычино, ул.Лесная:
№ 15 с кадастровым номером 50:09:0060735:29,
№ 16 с кадастровым номером 50:09:0060735:28,
№ 17 с кадастровым номером 50:09:0060735:24, из земель населенных пунктов для ИЖС, соответственно.
Признать недействительными договора купли-продажи указанных земельных участков от 20 октября 2010 года между Администрацией Солнечногорского муниципального района и Марковым Д.М. в отношении земельных участков АО ул.Лесная в д.Владычино Солнечногорского района:
№ 15 с кадастровым номером 50:09:0060735:29,
№ 16 с кадастровым номером 50:09:0060735:28,
№ 17 с кадастровым номером 50:09:0060735:24.
Внести в ЕГРП запись о прекращении (аннулировании) права собственности Маркова Дмитрия Михайловича в отношении земельного участка в д.Владычино Солнечногорского района с кадастровым номером 50:09:0060735:29. Восстановить право государственной собственности на указанный земельный участок.
В остальной части иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области к Маркову Д.М., Алексаняну Т.И., Крутову О.П, Администрации Солнечногорского муниципального района и Управлению Росреестра по Московской области о применении последствий недействительности сделок, внесении изменений в ЕГРП о правах Маркова Д.М. на земельные участки, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в течении месяца, со дня его составления в окончательной форме 28 июня 2014 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Орлов А.Г.