Дело №12-89/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2020 года пос.Ува УР
Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев жалобу СПК «Колхоз Ударник» на постановление №04-114/Пс от 06.08.2020 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
СПК «Колхоз Ударник» (далее – Кооператив) обратился в Увинский районный суд Удмуртской Республики с жалобой на постановление №04-114/Пс от 06.08.2020 года государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике, которым Кооператив привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей. Данное постановление Кооператив просит изменить, снизить размер назначенного штрафа, приняв во внимание признание вины, тяжелое финансовое положение.
В судебном заседании представитель Кооператива ПВВ жалобу поддержал, сославшись на содержащиеся в ней доводы, представил дополнительные документы, характеризующие финансовое положение Кооператива.
Заслушав доводы представителя Кооператива, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 года №352, при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Должностным лицом Росприроднадзора установлено, что Кооператив в ходе своей производственной деятельности осуществляет выбросы от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на производственной площадке по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, д. Чистостем. На территории объекта негативного воздействия на окружающую среду согласно проведенной предприятием инвентаризации источников воздействия негативного воздействия на окружающую среду, расположены следующие источники выбросов вредных (загрязняющих веществ): телятник на 80 голов КРС (неорганизованный), телятник на 160 голов КРС (неорганизованный), коровник на 200 голов КРС (неорганизованный), коровник на 136 голов КРС (неорганизованный), ремонтная мастерская (организованный), зерносушильный комплекс (организованный), печь на дровяном топливе в количестве 4 штук (организованный). Наличие указанных источников загрязнения атмосферного воздуха выявлены в результате обследования в ходе выездной проверки (акт обследования от 17.03.2020 года). На момент проверки все источники, за исключением телятника на 80 голов и зерносушильного комплекса, эксплуатируются Кооперативом в ходе хозяйственной деятельности. Однако в проведенной Кооперативом инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ отсутствует информация о выбросах от ГЗС и пилорамы, расположенных на территории объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Факт совершения Кооперативом указанного административного правонарушения подтверждается письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.07.2020 года и актом проверки №87-ПКУ от 07.04.2020 года.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность. Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты свидетельствуют о том, что Кооперативом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований вышеуказанных законоположений. Самим Кооперативом факт совершения вменяемого административного правонарушения признается.
Должностное лицо Росприроднадзора при рассмотрении дела в соответствии с требованиями, предусмотренными статьи 26.11 КоАП РФ, дал правильную оценку представленным доказательствам и обоснованно установил в действиях Кооператива состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ. Оснований для переоценки этих выводов не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности должностным лицом Росприроднадзора не нарушены.
Вместе с тем назначенное Кооперативу административное наказание подлежит снижению исходя из нижеследующего.
Санкция части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ предусматривает наказание для юридического лица в виде административного штрафа в размере от 250000 до 350000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кооперативу наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ в размере 250000 рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 указанного Кодекса).
Так в силу частей 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, признание Кооперативом своей вины, принимая во внимание, что материалы дела и обжалуемое постановление не содержат данных, указывающих на то, что Кооператив ранее привлекался к административной ответственности, а также исходя из представленных Кооперативом документов, подтверждающих сложное финансовое положение, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, прихожу к выводу о наличии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения административного штрафа до 125000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению природоохранного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу СПК «Колхоз Ударник» удовлетворить.
Постановление №04-114/ПС от 06.08.2020 года государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике, которым СПК «Колхоз Ударник» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 250000 рублей, изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 125000 рублей. В остальной части данное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Лобанов