Решение по делу № 33-12754/2023 от 07.07.2023

Судья Хафизова Р.Ш. УИД 16RS0043-01-2023-000209-09

Дело № 2-1335/2023

Дело № 33-12754/2023

Учет № 073 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 августа 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллиной Р.Р. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 марта 2023 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Признать решение Отдела установления пенсий № 11 Отделения ПФР по РТ (города Нижнекамск) от 25 ноября 2022 года № 651386/22 в части невключения в специальный стаж Владимира Николаевича Величко периодов работы с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений», незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при расчете страхового стажа Владимира Николаевича Величко для назначения досрочной страховой пенсии по старости на работах с вредными условиями труда учитывать периоды работы с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить Владимиру Николаевичу Величко в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Владимиру Николаевичу Величко досрочную страховую пенсию с 5 сентября 2022 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530, ОГРН 1021603269500) в пользу Владимира Николаевича Величко (паспорт серии 9217 № 266729 выдан 14 сентября 2017 года Отделом УФМС России по Республике Татарстан в г. Нижнекамске) расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей, расходы за оформление доверенности на представителя в размере 600 рублей, расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца Величко В.Н. – Фалаховой А.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Величко В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований истцом указано, что решением ответчика от 25 ноября 2022 года № 651386/22 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ. С данным решением истец не согласен. Общий стаж истца составляет более 29 лет. Страховой стаж истца составляет более 27 лет. При этом более десяти лет истец работал на работах с тяжелыми условиями труда на должностях, дающих право на оформление пенсии на льготных основаниях. По состоянию на дату обращения в пенсионный орган – 15 августа 2022 года у истца выработан необходимый стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии. Соответственно, выплата досрочной страховой пенсии по старости должна быть назначена истцу со дня достижения им 50 летнего возраста – 5 сентября 2022 года. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит признать решение ответчика от 25 ноября 2022 года № 651386/22 незаконным; обязать ответчика учесть при расчете страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости на работах с вредными условиями труда следующие периоды: с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного знамени завода хромовых соединений; с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений»; обязать ответчика учесть для назначения досрочной страховой пенсии по старости на работах с вредными условиями труда следующие периоды: с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного знамени завода хромовых соединений; с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений»; определить 5 сентября 2022 года датой начала выплаты досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 5 сентября 2022 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы за оформление доверенности на представителя в размере 600 рублей.

Протокольным определением от 7 февраля 2023 года произведена замена ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено АО «Актюбинский завод хромовых соединений».

Истец Величко В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Фалахова А.Ф. в судебное заседание не явилась, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал о своем несогласии с заявленными требованиями.

Представитель третьего лица АО «Актюбинский завод хромовых соединений» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллина Р.Р., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в обоснование позиции ответчика, высказанной в суде первой инстанции. Указывает, что оснований для зачета спорных периодов в общий страховой и специальный стаж истца не имеется, поскольку ответы на запросы пенсионного органа, подтверждающие стаж и уплату страховых взносов за спорные периоды работы истца, из компетентного органа Республики Казахстан не поступили. Также податель жалобы обращает внимание на то, что согласно положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату пенсий и социальных пособий, финансирование расходов по оплате судебных издержек и государственной пошлины указанным Законом не предусмотрено.

В своем отзыве на апелляционную жалобу представитель истца Величко В.Н. – Фалахова А.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметова Г.Ф. доводы жалобы поддержала.

Представитель истца Величко В.Н. – Фалахова А.Ф. с доводами жалобы не согласилась.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств – участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту – Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта 1992 года.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 15 августа 2022 года Величко В.Н., 5 сентября 1972 года рождения, обратился в Отдел установления пенсий № 11 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (города Нижнекамск) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по Списку № 1.

Решением Отдела установления пенсий № 11 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (города Нижнекамск) от 25 ноября 2022 года № 651386/22 Величко В.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия специального стажа 10 лет, фактическая продолжительность специального стажа составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней.

При этом в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ не были включены спорные периоды с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей Актюбинского Ордена Трудового Красного знамени завода хромовых соединений; с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика в цехе № 5 производства хромовых солей ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений».

Истец, не соглашаясь с указанным решением пенсионного органа, обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорные периоды работы истец осуществлял трудовую деятельность на работах с вредными условиями труда, поэтому указанные периоды подлежат включению в его страховой и специальный стаж., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы ответчика необоснованными, исходя из следующего.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 года, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Согласно позиции 1072300а-1753а подраздела 20 раздела VII «Металлургическое производство» Списка № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено рабочим, занятым полный рабочий день в технологическом процессе и на ремонте оборудования аффинажа золота, серебра, платины, металлов платиновой группы.

Как следует из пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки истца, 25 января 1993 года он принят в Актюбинский Орден Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений слесарем – ремонтником по 3 разряду в цех № 5 производства хромовых солей; 1 декабря 1993 года ему присвоен 4 разряд слесаря-ремонтника в цехе № 5 производства хромовых солей; с 6 июля 1985 года Актюбинский Ордена Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений переименован в АО «Актюбинский завод хромовых соединений»; с 13 января 1999 года АО «Актюбинский завод хромовых соединений» переименован в ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений»; с 1 августа 2000 года В.Н. Величко переведен электрогазосварщиком 4 разряда в цех № 5 производства хромовых солей; с 12 ноября 2003 года индивидуальный трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с переездом в другую местность.

Согласно справке от 13 февраля 2023 года № 18-224, направленной в ответ на запрос суда АО «Актюбинский завод хромовых соединений», Величко В.Н. действительно с 25 января 1993 года (приказ о приеме на работу № 4 от 5 января 1993 года) был принят на работу в качестве слесаря-ремонтника в цех № 5 «Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений». С 1 августа 2000 года (распоряжение о переводе № 28 от 1 августа 2000 года) был переведен электрогазосварщиком в цехе № 5 «Актюбинского завода хромовых соединений». Уволен с 12 ноября 2003 года по собственному желанию (приказ об увольнении № 49-к от 14 ноября 2003 года). Основание выдачи справки: книга приказов за 1993-2003 годы, личная карточка формы Т2. С 6 июля 1995 года Актюбинский Ордена Трудового Красного Знамени завод хромовых соединений переименован в АО «Актюбинский завод хромовых соединений» (приказ № 1 от 17 июля 1995 года). С 13 января 1999 года АО «Актюбинский завод хромовых соединений» переименовано в ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений» (приказ № 31 от 21 января 1999 года). С 16 июня 2004 года ОАО «Актюбинский завод хромовых соединений» переименовано в АО «Актюбинский завод хромовых соединений» (приказ № 149 от 23 июня 2004 года).

Из справки № 14/418, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, выданной 22 ноября 2005 года АО «Актюбинский завод хромовых соединений», Величко В.Н., 5 сентября 1972 года рождения, работал на предприятии в цехах и производствах, предусмотренных Списками № 1, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, с 25 января 1993 года по 12 ноября 2003 года 10 лет 09 месяцев 17 дней. Список № 1, раздел VII, пункт 20а, подраздел 1072300а-1753а. Производство металлургическое (цветные металлы) хромовые соли. Условия труда особо-вредные. Слесарь-ремонтник, электрогазосварщик в цехе № 5 (цех по производству хромового ангидрида и хромового дубителя) – профессия рабочая, занятость полный рабочий день, при полной рабочей неделе на ремонте оборудования в производстве хромовых солей. Для работников, занятых во вредных условиях труда, рабочая неделя составляет 36 часов в неделю, работал 6 дней в неделю по 6 часов. За указанный период не имеются периоды, включение которых в специальный стаж не предусмотрено, за исключением периодов ежегодных оплачиваемых отпусков. Основание выдачи справки: технологический процесс производства за 1993-2003 года, табеля учета отработанного времени за 1993-2003 года, ЕТКС – выпуск 1986 года, рабочая инструкция за 1993-2003 года, инструкция по технике безопасности за 1993-2003 года, расчетно-платежные ведомости за 1993-2003 года, личная карточка формы Т-2. Справка выдана для предъявления в органы социального обеспечения для назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, выданной АО «Актюбинский завод хромовых соединений» 13 декабря 2022 года, В.Н. Величко работал на предприятии в цехах и производствах, предусмотренных Списками № 1, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, с 25 января 1993 года по 12 ноября 2003 года 10 лет 09 месяцев 17 дней. Работал в цехе № 5 (цех по производству хромового ангидрида и хромового дубителя) «Актюбинского Ордена Красного Знамени завода хромовых соединений» в качестве слесаря-ремонтника, электрогазосварщика – профессии рабочего, занятого полный рабочий день, при полной рабочей неделе в технологическом процессе в цехе производства хромовых солей, что предусмотрено Списком № 1, раздел VII, пункт 20а, подраздел 1072300а-1753а. Производство металлургическое (цветные металлы) хромовые соли, и их соединения, сернистого натрия. Условия труда особо-вредные. Для работников, занятых во вредных условиях труда рабочая неделя составляет 36 часов в неделю, работал 6 дней в неделю по 6 часов. За указанный период не имеются отпуска без сохранения заработной паты, курсы повышения квалификации, учебные отпуска, переводы на другую должность, совмещение, простои, прочие отвлечения от основной работы, включение которых в специальный стаж не предусмотрено. Основание выдачи справки: книги приказов за 1993, 2003 годы, технологический процесс производства за 1993-2003 г., табеля учета отработанного времени за 1993-2003 года, ЕТКС – выпуск 1986 года, инструкция по технике безопасности за 1993-2003 года, расчетно-платежные ведомости за 1993-2003 года, личная карточка формы Т-2. Справка выдана для предъявления в органы социального обеспечения для назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме того, в материалы дела представлены архивные справки, в которых имеются сведения о заработной плате истца за спорные периоды работы истца, личная карточка формы Т-2. Кроме того, в данных архивных справках указано, что в спорные периоды работы истца в цехе № 5 «Актюбинского Ордена Красного Знамени завода хромовых соединений», в АО «Актюбинский завод хромовых соединений» отчисления в фонд социального страхования произведены полностью.

Из письма от 10 января 2023 года Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 года, согласно Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» № 105-V от 21 июня 2013 года. По имеющимся в базе данных сведениям, на Величко В.Н., 5 сентября 1972 года рождения, перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 20 апреля 1998 года по 3 марта 2004 года. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов.

При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается факт работы истца в периоды с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в условиях труда, предусмотренных Списком № 1 от 26 января 1991 года, в материалах дела имеются сведения относительно уплаченных за истца в период с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года страховых взносах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца по Списку № 1 подлежат включению периоды работы с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года.

Так, согласно положениям Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1).

Согласно части 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Таким образом, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Как уже было указано, к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Истцом в материалы дела представлены справки, уточняющие особый характер работы, в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе во вредных условиях труда с 25 января 1993 года по 1 августа 2000 года в должности слесаря-ремонтника, с 1 августа 2000 года по 12 ноября 2003 года в должности электрогазосварщика, и пользуется правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1, что предусмотрено Списком 1 Раздела VII подпункт 20а подраздел 1072300а-1753а.

Проверяя факт уплаты страховых взносов в оспариваемый период, суд первой инстанции руководствовался письмом Центрального филиала Некоммерческого Акционерного Общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 10 января 2023 года, содержащим информацию об отчислении работодателем истца страховых взносов из заработной платы в Пенсионный фонд Республики Казахстан, а также справками о заработной плате с указанием на то, что со всех, включенных в справку сумм произведены отчисления.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленное в материалы дела письмо Центрального филиала Некоммерческого Акционерного Общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» является надлежащим доказательством, подтверждающим отчисления страховых взносов в оспариваемые периоды работы истца.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы истца были исключены пенсионным органом из страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, необоснованно.

Как установлено, 15 августа 2022 года Величко В.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по Списку № 1, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы, специальный стаж работы истца по Списку № 1 превысит 10 лет. Возраста 50 лет истец Величко В.Н., 5 сентября 1972 года рождения, достиг 5 сентября 2022 года, поэтому суд первой инстанции обоснованно признал право истца на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с указанной даты.

Обращаясь к доводам жалобы ответчика о несогласии с решением суда в части взыскания судебных расходов, судебная коллегия также полагает их подлежащими отклонению.

Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу положений, закрепленных в статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в пунктах 11, 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 45 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 2, 41 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 112 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 110 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

С учетом положения данной нормы, при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 111, 112 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, статья 110 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

Таким образом, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Так, из материалов дела следует, что интересы Величко В.Н. в суде представляла Фалахова А.Ф., с которой истец заключил договор на оказание юридических услуг от 7 декабря 2022 года, в соответствии с которым исполнитель – Фалахова А.Ф. обязалась оказать юридические услуги по оспариванию решения об отказе в назначении пенсии Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, в том числе по обеспечению представительства на судебных заседаниях в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан, подготовка необходимых документов. Стоимость услуг представителя составила 20 000 рублей.

В подтверждение понесенных Величко В.Н. расходов на оплату услуг представителя представлены: договор на оказание юридических услуг от 7 декабря 2021 года, акт об оказании услуг по договору от 7 декабря 2022 года, чеки от 7 декабря 2022 года, от 10 января 2023 года.

Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции приняв во внимание, что с участием представителя истца было проведено два судебных заседаний, степень сложности дела, при этом истцу были оказаны также услуги по изучению документов, подготовке искового заявления, с учетом принципа разумности и справедливости, определил к взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Доводы частной жалобы о несогласии с заявленной к взысканию суммой в возмещение представительских расходов признаются судебной коллегией несостоятельными. Факт несения заявителем представительских расходов подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Стоимость указанных услуг соответствует средней стоимости услуг юристов и адвокатов в регионе на сопоставимые услуги. Сведений об иной стоимости подобного рода услуг в обоснование своих доводов об их несоразмерности, стороной ответчика не представлено.

Само по себе несогласие заявителя с размером суммы, взысканной в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, не может являться основанием к отмене вынесенного определения, поскольку при рассмотрении заявления судом правильно учтены все обстоятельства, подлежащие учету судом применительно к положениям статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом также понесены расходы по оплате госпошлины в размере 900 рублей и за оформление доверенности на представителя в размере 600 рублей.

Признав, что указанные расходы являются необходимыми по настоящему делу, связанными с процедурой защиты прав истца, суд правильно взыскал их с ответчика в пользу истца.

Доводы частной жалобы о том, что в силу положений статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату пенсий и социальных пособий, финансирование расходов по оплате судебных издержек указанным Законом не предусмотрено, также отклоняются судебной коллегией за необоснованностью, поскольку в данном случае пенсионный орган является ответчиком, а действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов Пенсионного фонда Российской Федерации от возмещения судебных расходов по делам, в которых они выступают в качестве ответчиков, если судом вынесено решение не в их в пользу. В данном случае на пенсионный орган возлагается обязанность по компенсации заявителю судебных расходов, понесенных им при рассмотрении дела.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 марта 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллиной Р.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-12754/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Величко Владимир Николаевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Другие
Фалахова А.Ф.
ООО «Актюбинский завод хромовых соединений»
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
07.07.2023Передача дела судье
28.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Передано в экспедицию
28.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее