Решение по делу № 33-10142/2020 от 06.10.2020

Судья Калина Е.Д.

Дело № 33-10142\2020 (№2 -705/2020)

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Ивановой Е.В., Бабиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Мошевой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 9 ноября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Истомина Андрея Леонидовича на решение Кудымкарского городского суда г. Перми от 10 августа 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Истомина Андрея Леонидовича к Администрации города Кудымкара, Министерству социального развития Пермского края о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, возложении обязанности по переводу и включению в список граждан из числа ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года – отказать».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца Рачева А.Г., представителя Министерства социального развития Пермского края – Ларюшкиной И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истомин А.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Кудымкара о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, возложении обязанности по переводу и включению в список граждан из числа ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. Требования мотивирует тем, что в период с 16.06.2000 года по 22.01.2001 года проходил военную службу в составе объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта. 16.02.2005 года ему было выдано удостоверение участника боевых действий. 29.04.2010 года он обратился в Администрацию города Кудымкара с заявлением о постановке его на учет для получения жилья, как ветерана боевых действий. После этого ему было сообщено о том, что как участник боевых действий он включен в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года, в предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета ему отказано. С данным отказом он не согласен. Полагает, что Администрация города Кудымкара обязана была включить его в список лиц, имеющих право на социальную поддержку, вставших на учет до 01.01.2005 года, поскольку право на получение мер социальной поддержки у него возникло после прохождения военной службы в составе объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, т.е. в 2001 году, состоит на учете по улучшению жилищных условий как член семьи И1. с 1983 года, до настоящего времени его жилищные условия не улучшены, отсутствие у него до 16.02.2005 года удостоверения ветерана боевых действий, не лишает его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты. Просил признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, возложить на Администрацию города Кудымкара обязанность по переводу его и включению в список граждан из числа ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.

Определением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 07.07.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Пермского края.

В судебном заседании истец Истомин А.Л. и его представитель Рачев А.Г. исковые требования поддержали по вышеизложенным доводам. При этом истец пояснил, что ему никто не разъяснял о необходимости обращения в Администрацию города Кудымкара с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий» до 01.01.2005 года.

Представитель ответчика Администрации города Кудымкара Меликов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В возражениях на исковые требования указал, что поскольку истец встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий после 01.01.2005 года, а именно 29.04.2010 года, он подлежит обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Представитель соответчика Министерства социального развития Пермского края Ларюшкина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. В возражениях на исковые требования указала, что Истомин А.Л. имеет право на обеспечение жильем в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации, а не из средств федерального бюджета, поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с документами, подтверждающими принадлежность гражданина к соответствующей категории истец до 2005 года в Администрацию города Кудымкар не обращался, впервые обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий» только в 2010 году.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Истомин А.Л., указав в апелляционной жалобе, что из решения суда следует, что поскольку истец обратился в администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в жилом помещении после 01.01.2005 г., право на получение социальной гарантии у него отсутствует. Между тем, право на получение мер социальной поддержки возникло у него после прохождения военной службы в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона в 2001 году. С этого времени он относится к ветеранам боевых действий. Закон не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с необходимостью получения удостоверения. В связи с этим считает, что получение им удостоверения в 2005 году и обращение в органы местного самоуправления за получением мер социальной поддержки после 01 января 2005 г. не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. Он состоит на учете по улучшению жилищных условий как член семьи И1. с 1983 года, право на получение социальной помощи как участник боевых действий имеет с 2001 года. До настоящего времени жилищные условия не улучшены. Считает, что администрация г. Кудымкара обязана была включить его в список лиц, имеющих право на социальную поддержку, вставших на учет до 01 января 2005 г. С 01.01.04 г. в ФЗ «О ветеранах» были внесены изменения в части дополнения состава ветеранов лицами, принимавшими участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года. Впервые истец обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии как ветеран боевых действий 29.04.2010 г. Поскольку право на получение мер социальной поддержки возникло у него с 01.01.2004 г., принимая во внимание правовую позицию, приведенную в определении Конституционного суда РФ от 12.04.2005 г. № 128-О, отсутствие у него удостоверения не лишает его права на получение социальных льгот. Просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований.

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивает на доводах апелляционной жалобы.

Ответчик считает, что апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит, решение суда законное и обоснованное и не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы истца.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции Истомин А.Л. имеет статус ветерана боевых действий в связи с прохождением в период с 14.06.2000 года по 27.01.2001 года службы в составе объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в должности водитель санитар, что подтверждается: удостоверением от 16.02.2005 года серия БК № ** на право получения льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», справкой от 01.04.2003 года № 560, справкой от 26.03.2001 года № 133/3.

Гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее – Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. Данный абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ

Таким образом, истец является ветераном боевых действий, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Согласно материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, 29.04.2010 года Истомин А.Л. обратился в Администрацию города Кудымкара с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий по категории «ветеран боевых действий».

Постановлением Администрации города Кудымкара от 07.05.2010 года № 489 Истомин А.Л. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

02.03.2020 года Истомин А.Л. обратился в Администрацию города Кудымкара с заявлением о переводе его из списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года по категории «ветеран боевых действий», в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года по категории «ветеран боевых действий», ссылаясь на то, что его семья состоит в очереди на улучшение жилищных условий в г. Кудымкаре с 1969 года, следовательно, он как член этой семьи – с момент рождения.

Письмом Администрации города Кудымкара от 17.03.2020 года № 1728 в удовлетворении заявления Истомина А.Л. отказано с указанием на отсутствие оснований для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в льготном порядке в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку Истомин А.Л. поставлен на учет после 01.01.2005 года, удостоверение ветерана боевых действий выдано ему 16.02.2005 года.

Разрешая исковые требования Истомина А.Л., суд первой инстанции, руководствовался Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность.

Действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 года, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, они приобретают и реализуют право на обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.

Доводы Истомина А.Л. в апелляционной жлобе на то, что право на получение социальной гарантии у него возникло после прохождения службы на территории Северо – Кавказского региона в 2001 г., что получение удостоверения в 2005 г и обращение в органы местного самоуправления после 01.01.2005 не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, суд признает необоснованными и не влекущими отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Ссылка Истомина А.Л., на то, что он состоит на учете по улучшению жилищных условий как член семьи И1. с 1983 г., не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку нахождение заявителя на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по иным основаниям, не связанным с положениями Федерального закона "О ветеранах", в рассматриваемом споре не имеет правового значения, поскольку свое право на получение социальной гарантии в виде выделения денежных средств на приобретение жилья Истомин А.Л. связывает именно с положениями Федерального закона «О ветеранах».

По своей сути доводы апелляционной жалобы Истомина А.Л. повторяют его позицию в суде первой инстанции. Приводимые истцом и его представителем в ходе рассмотрения дела доводы были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

По существу доводы поданной жалобы не подтверждают наличие нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Доводы жалобы, приведенные заявителем, направлены на переоценку доказательств.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, судом первой инстанции исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Истомина Андрея Леонидовича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10142/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Истомин Андрей Леонидович
Ответчики
Администрация г. Кудымкара
Министерство Социального развития Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.10.2020Передача дела судье
09.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2020Передано в экспедицию
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее